Вы здесь: Главная > Новости > Интервью > Белоносовская карамель: сельский хореографический коллектив с таким вкусным названием находит признание в области
Белоносовская карамель: сельский хореографический коллектив с таким вкусным названием находит признание в области

Белоносовская карамель: сельский хореографический коллектив с таким вкусным названием находит признание в области

На областном фестивале-конкурсе «Этно-style», проходившем в конце марта на сцене районного Дворца культуры, хореографический коллектив «Карамель» Белоносовского Дома культуры стал дважды дипломантом — за номера «Раз калинка» и «Танец с ложками». И это среди 287 исполнителей, многие из которых имеют звания народных или заслуженных! О том, как удалось достичь такого успеха, наш разговор с директором ЦКС Белоносовского сельского поселения, руководителем коллектива «Карамель» Светланой Грачёвой.

— Светлана Александровна, когда вы определились с выбором профессии?

— Родилась я в селе Кизильском нашей области, но во второй класс пошла в посёлке Белоносово, куда переехала вся наша семья — родители и мы, три сестры. Ещё в Кизильском со своими старшими сёстрами я бегала летом в Дом культуры, где девушка-практикантка вела гимнастический кружок. Занятия мне очень нравились, но потом начался учебный год, и практикантка уехала. Через два года после переезда в Белоносово записалась в самодеятельный танцевальный коллектив, которым руководил Сергей Андреевич Шумаков. Он жил в Еманжелинске, но работал много лет в нашем Доме культуры. Сам ставил танцы, сам аккомпанировал на баяне. Помимо танцевального, вёл хор и вокальную группы. Так что мы с девчонками не только танцевали, но и пели. Можно сказать, я выросла на сцене нашего клуба!

Поэтому вопрос о том, куда пойти учиться после десятого класса, передо мной не стоял. Только в культпросвет! Взяв целевое направление от совхоза «Белоносовский, я поступила на отделение «Руководитель самодеятельного хореографического коллектива» Челябинского культпросветучилища. После окончания училища все девчонки думали над распределением, а меня уже ждали в Белоносовском ДК. Менялись руководители, даже менялось название, но здание было одно. Как я вошла в него 24 декабря 1987 года, так по сей день и нахожусь в нём, теперь в должности директора централизованной клубной системы.

 

 — Сколько лет хореографическому кружку в Белоносово?

— Много. Сколько точно — сказать не могу. Я пошла танцевать, учась в начальной школе, а когда окончила колледж культуры и вернулась в посёлок, Сергей Андреевич в ДК ещё работал. То есть больше полувека, наверное, развивается хореография в Белоносово. Стоит отметить, что работала я не только в Доме культуры. В Белоносово в своё время были открыты классы хореографии от Еткульской ДШИ, где я преподавала. Было у меня пять выпусков, и сейчас уже ко мне в клуб приходят дети моих учеников. Нынешний год для нашего хореографического коллектива «Карамель» юбилейный — нам исполняется десять лет.

 

 

 

 

— С какого возраста принимаете детей в кружок?

— Некоторые детки приходят тогда, когда уже поступили в школу, а некоторые — ещё с детского сада. Сейчас самые маленькие у нас — это шестилетки, которые занимаются уже два года, то есть начали танцевать в четыре года.

 

— Должны быть у детей особые качества, чтобы заниматься хореографией,? Есть отсев?

— Особых качеств не требуется. У детей, и у родителей прежде всего, должно быть желание. Потому что именно родители должны поддерживать своих детей и направлять их в нужное русло. Отсев, конечно, есть, потому как труд очень тяжёлый. Кто-то, позанимавшись определённое время, понимает, что это не его, лучше, считает, я пойду в спорт или иное направление. Да, жалко, когда дети уходят, особенно способные. Но это выбор ребёнка, и мы должны его уважать. В любом виде спорта, в любом виде искусства, будь то хореография, живопись, музыка, — везде есть отсев. Это естественный процесс.

 

— Важна ли дисциплина на занятиях хореографией? Вы строгий педагог?

— Дисциплина на занятиях разная, как и в любом другом коллективе. Дети очень любят баловаться. Строгий ли я педагог? Нет, скорее не строгий. Наверное, лучше сказать — требовательный. Я понимаю, когда дети устают, когда им больно. Да, бывает, что на занятиях девочки плачут, потому как любой труд (а хореография — это просто адский труд!) требует вложения всех сил. Нужно выжать из себя на занятиях всё до капельки. Но бывает, что они отзанимались и при этом нисколько не устали, им не хочется идти домой. Это мне приятно — значит, детям было интересно, и на следующее занятие они придут с удовольствием.

 

— Трудно ли поддерживать отношения с родителями?

— Нет, не трудно. У нас очень активные родители, существует своя группа в вайбере «Карамель» где мы общаемся, выкладываем все новости. За всю мою творческую деятельность серьёзных конфликтов с родителями у меня не было ни разу.

 

 

 

 

— Светлана Александровна, сколько вы уже поставили танцев?

— Это, наверное, не сосчитать. Танцы разного направления: и народные, и современные, но, в основном, мы ставим народные, потому что я «народница». Для меня интересен наш русский танец, его самобытность, его яркость, выразительность. Ну и, танцуя народные танцы, мы пропагандируем нашу исконно русскую культуру. Наград у нашего коллектива немного. Два года назад мы получили первую — это диплом первой степени на областном отборочном туре Всероссийского фестиваля «Уральский перепляс». Да, не лауреаты. Нет у нашего коллектива званий «заслуженный, «народный» — мы просто коллектив сельского Дома культуры. Получение диплома первой степени на фестивале такого уровня — это для нас большая честь. И мы эту честь не уронили.

В этом году с другим составом моих танцоров с этого же самого фестиваля мы опять привезли диплом первой степени. Мы соревновались с коллективами из Челябинска, Коркино, Еманжелинска, среди которых были и образцовые, и заслуженные, и всё-таки стали дипломантами первой степени! Это очень высокая награда, и мы ею гордимся.

 

— Откуда берёте идеи для танцев? Как работаете над их постановкой?

— Идеи для танцев берутся после прослушивания музыки. Бывает, что музыку услышал, и в голове что-то щёлкнуло. Выстраивается сразу картинка, которая затем воплощается в жизнь. В кино есть актёры, режиссёры и так далее, а мы — репетиторы-постановщики, хореографы, мы все работы выполняем сами. Я часто советуюсь со своим художественным руководителем Ольгой Валерьевной Карпусевич при постановке того или иного танца.

 

— Опыт у вас большой…

— Но при этом я продолжаю учиться. Езжу на курсы повышения квалификации, прохожу онлайн-курсы, постоянно смотрю видеозаписи по проведению уроков по тому или иному виду хореографии. Смотрю просто танцы, с удовольствием знакомлюсь с выступлениями других коллективов. Конечно же, хореографы друг у друга что-то заимствуют, но без этого никак нельзя. Например, взять такое движение, как ковырялочка, простое вроде, но его можно скомбинировать с другим движением и получится уже не простая ковырялочка, а что-то более интересное. Поэтому, да, подглядываем друг у друга. Учусь и у своих воспитанников. У нас бывает так, что девчонки сами придумывают движение, и, если оно подходит нам по замыслу, мы обязательно вставляем его в танец, тем самым развивается творческое мышление детей.

 

— Кто-то из ваших учеников уже связал жизнь с хореографией?

— К сожалению, никто пока не пошёл по моим стопам, но это их право выбора. Кроме того, я убеждена, что всем, кто занимался хореографией, это в жизни так или иначе пригодилось и пригодится.

 

 — В любой работе важна поддержка…

— И она у меня есть! В первую очередь, конечно, это семья. Она у меня большая — муж, совершеннолетняя дочь, три сестры, два племянника. К сожалению, в декабре прошлого года ушёл из жизни папа, но, слава богу, жива мама. Семья очень сильно меня поддерживает, но все тяготы выпадают на долю мужа, который, к счастью, понимает, что это такое — работник культуры. Это значит, меня не бывает дома практически все выходные и праздничные дни, Новый год — тоже без меня. Тем не менее мы с мужем уже 33 года вместе. Приходят на помощь также все, кто меня окружает, — родители воспитанников и сами дети. Не раз отмечалось, что у наших танцоров очень красивые костюмы. И помогают нам в этом профессиональная портная — жительница Белоносово Светлана Анатольевна Запоточная и её старшая дочь Маргарита, которая училась у меня. А сейчас и младшая дочь Варвара занимается в нашем хореографическом коллективе. Мы вместе обсуждаем: я говорю, что есть такой танец, Светлана Анатольевна начинает придумывать костюмы, много перелопачивается информации в интернете. Потом всё это адаптируется, проходит всегда много примерок, которые детям очень нравятся, особенно маленьким.

 

 

 

 

— У вас остаётся время на хобби?

— Моё хобби — это работа. Я с удовольствием занимаюсь с детьми. И знаете, даже когда бывает очень плохое настроение, возникают какие-то жизненные проблемы, всё это на занятиях отступает. Дети дают очень большой заряд энергии, и я им за это благодарна.

Автор: Галина Огонькова
Фото: из архива Светланы Грачёвой