с. Еткуль 23 апреля 2024
Вы здесь: Главная > Новости > Интервью > Нескучная математика
Нескучная математика

Нескучная математика

Весь 2023 год «Искра» будет знакомить своих читателей с лучшими педагогами Еткульского района. Это цикл начинаем с интервью учителя математики и информатики Селезянской средней школы Натальи Коркиной. Это профессионал высшего класса. Как-то в школе проходил конкурс «Будущие поэты России», дети писали о природе, о маме, а одна из учениц посвятила стихотворные строки Наталье Юрьевне: «Вы — классный руководитель, не спеша вы входите в класс. Вы здесь не просто учитель, для этих ребят вы — ас!»

Нашу беседу учитель Наталья Коркина начинает с цитаты канадско-американского математика Айвена Нивена: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!» и добавляет, что совершенно согласна с ним.

— Многие считают математику скучным и строгим предметом. Но это абсолютно не так. Сколько в ней красоты, сколько грациозности! Математика — это универсальный международный язык, — продолжает моя собеседница.

 

— Наталья Юрьевна, но алгебра и геометрия даются не всем.

— Очень часто можно услышать от школьников: «Я не люблю математику, она сложная, я её не понимаю, я не могу решить эту задачу». Легче всего сказать, а вы попробуйте разобраться, подумать, поразмышлять. Попробуйте получить кайф от решения задачи. Только сами решите, без использования интернета. Надо просто поверить в себя.

 

— Легко сказать, а как это сделать?

— Когда-то давно, когда я училась в школе, в меня поверила моя учитель Светлана Николаевна Арямова. Спасибо ей, она вдохнула в меня эту уверенность. Давно это было, но помню, как сейчас… К нам приехала комиссия в составе 19 педагогов со всего города. Наша учительница давала открытый урок геометрии. Мы записали в тетрадях число, тему «Площадь трапеции», потом Светлана Николаевна сформулировала теорему и… говорит: «А докажет нам её Наташа», хотя обычно она это делала сама. Я на «ватных» ногах вышла к доске, повернулась лицом к классу. На меня сочувственно смотрели мои одноклассники. Сидящие сзади педагоги недоумённо переглянулись, директор был строг и непробиваем. Мои глаза наполнились слезами, я не знала, как доказывать. Но отступать некуда, подвести учителя мне было нельзя. И тут как щелчок в мозгу — я начала рассуждать: «Мы не знаем площадь трапеции, но знаем, как найти площадь параллелограмма и площадь треугольника. Давайте разобьём трапецию на них…».

Конечно, я доказала теорему. До сих пор помню взгляд моей учительницы, взгляд благодарности за то, что я не обманула её надежд. Спустя время, я спросила, почему она вызвала именно меня? Светлана Николаевна ответила: «Я верила в тебя. Я знала, что ты сможешь».

Прошли годы. Теперь я сама учитель математики с большим стажем, но эти слова помню до сих пор.

 

 

— А в вашей педагогической практике подобные случаи бывали?

— Конечно. Ко мне тоже нередко приезжали педагоги из других школ, я давала мастер-классы, открытые уроки. Однажды в январе на один из таких уроков пришли только шесть человек из класса, все остальные заболели. Отменять занятие нельзя. Что делать? Заболели, как на зло, все «сильные ребята». Веду урок, и сама всё больше и больше удивляюсь: задаю вопросы, а они отвечают. Сложнее вопросы, снова отвечают. Я в шоке. В чём дело? Урок прошёл на высоком уровне. Учителя довольны. А я потом спрашиваю у ребят: «Как так?» А они в ответ: «А что делать? Подвести вас мы не могли, вот и «включали мозги», как вы говорили».

 

— Выходит, ужасная сложность математики и «альтернативно одарённые дети» — это мифы, которые можно развеять. Что посоветуете для усвоения этой школьной дисциплины ученикам и их родителям из других школ?

— Ребята бывают разные. Некоторым математика даётся легко, некоторые просто ленятся, кому-то очень сложно, но они стараются. А я всегда своим ученикам говорю: «Не надо математики бояться, надо пытаться её понять, надо немного подумать, «собраться в кучу», и всё получится».

 

— Наталья Юрьевна, вы окончили Челябинский государственный университет, подавали надежды как молодой учёный, могли остаться на кафедре ЧелГУ, почему всё-таки стали сельским учителем? И не жалеете о выборе?

— Вероятно, хотела походить на свою маму Светлану Ивановну Прекрасную, она была учителем математики и черчения. Образцом была и моя учительница математики Светлана Николаевна Арямова, а ещё мне очень нравилось быть вожатой. Когда студенткой я пришла на педпрактику в свою родную школу, одна из педагогов удивилась: «Ты — учитель? Да как ты будешь детей учить? В тебе серьёзности нет нисколько. Они тебя и бояться не будут». Мне стало немного не по себе, но я ответила: «А меня не надо бояться. Я буду учить так, чтоб меня уважали». С годами сформулировала это более чётко. Во-первых, никакого формализма, больше человеческого общения с детьми. Каждый раз, когда мне хочется ими командовать, я вспоминаю своё детство и на всякий случай съедаю мороженое, это помогает. Во-вторых, не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью. В-третьих, больше хвалить и меньше ругать. О том, что стала учителем, не пожалела ни разу. Кстати, по направлению я должна была ехать в Коелгу, но учитель математики нужен был в Селезяне. С тех пор уже 37 лет преподаю в Селезянской школе, дольше меня здесь работает только замечательный педагог Любовь Георгиевна Емельченкова.

 

 

— На хобби у вас время остаётся?

— Да, я очень люблю рукоделие. Макраме, пэчворк, также вяжу крючком как обычные шерстяные вещи, так салфетки-мандалы и коврики из целлофановых пакетов. В этом моём увлечении тоже присутствует математика, так как я не использую готовые схемы из интернета, всё рассчитываю сама. Кроме того, люблю читать, особенно хорошие детективы.

Автор: Марина Морозова
Фото: Юрий Зеленин