с. Еткуль 21 февраля 2024
Баннер
Вы здесь: Главная > Новости > Конкурс > Все дороги ведут к "Эволюции"
Все дороги ведут к "Эволюции"

Все дороги ведут к "Эволюции"

Накануне своего 30-летия компания "Транснефть" впервые провела конкурс журналистского мастерства "Стальные русла потоков энергии". Определив семь победителей, организаторы пригласили их в Москву и очень радушно принимали. Церемония награждения прошла в башне "Эволюция" делового центра Москва-Сити, где журналистов приветствовал вице-президент ПАО "Транснефть" Борис Король.

В основании — музей

Если бы не журналистский конкурс «Транснефти», вернее, победа в нём, я бы смотрела на этот изящно закрученный небоскрёб только издалека. Экскурсии внутри — не правило, а исключение. Башня "Эволюция" — место сугубо деловое. Тут располагается штаб-квартира ПАО "Транснефть" и сосредоточен огромный интеллектуальный ресурс — более полутора тысяч сотрудников.

 

Но вот я и мои коллеги — журналисты — в холле первого этажа, где даже стойка администратора стилизована под большую нефтяную трубу, а посетители могут поговорить с милым роботом "Машей". Далее спускаемся на нулевой этаж. Именно здесь, у основания башни, расположен музей "Транснефти". Наша маленькая делегация — первые его посетители, приглашённые до официального открытия после реконструкции.

 

Главное — верить в науку

Никогда не думала, что экскурсия по музею нефтепроводной компании может быть увлекательной. Развитие технологий транспортировки нефти местами похоже на научный детектив, первая глава которого связана с именами великого химика Дмитрия Менделеева, инженера Владимира Шухова, будущего учредителя Нобелевской премии Альфреда Нобеля и его родного брата Людвига. Пока в России идею Дмитрия Менделеева о межконтинентальных нефтепроводах считали нереализуемой, нашу страну опередила Америка, там построили подобные системы.

 

Но в российскую науку верил предприниматель Нобель. По его заказу осенью 1879 года был построен первый в Российской империи нефтепровод: от Балаханского месторождения до Чёрного города (пригорода Баку). Он был длиной всего 10 км и диаметром около 8 см. Зато проект стал инновационным. Для него разработали первые в мире цилиндрические клёпаные резервуары для нефти, а также многое другое.

 

Блокадный нефтепровод

Нефтепроводы в России, а затем и в СССР, строили всё больше, не останавливались даже в годы Великой Отечественной войны. В 1942 году в блокадном Ленинграде был реализован немыслимый для того времени проект — первый в мире магистральный подводный трубопровод, чтобы подавать топливо с Большой земли. Строили его в тяжелейших условиях: в двух километрах от линии фронта, под огнём противника, при бушевавшей Ладоге. Уникальный 30-километровый трубопровод (из них 21 км по дну Ладожского озера) проложили всего за 43 дня. Руководила его строительством первая в стране женщина-водолаз Нина Соколова.

 

Удивительно, что немцы об этом трубопроводе так и не узнали. Враг не мог даже предположить, на что способны советские специалисты. У каждого нефтепровода своя неповторимая история. Все они собраны в музее "Транснефти" и оживают в фотографиях, видеоматериалах, действующих макетах. Это вовсе не скучные истории. Поражают инженерные решения и люди, воплощающие их в жизни.

 

Действующий макет в московском музее «Транснефти» демонстрирует самые смелые инженерные решения

 

 

Фермы морепродуктов

Вся экскурсия замирает у аквариума с мидиями, морскими звёздами и приморскими гребешками. Подобную живность выращивают в искусственных садках прямо в акваториях разных нефтяных портов. Первый полигон гидробионтов бухты Козьмино (в Приморском крае) был открыт 13 лет назад. Изначально целью было посмотреть: приживутся ли моллюски в этих водах? Прижились и даже начали размножаться! А это свидетельствует о чистоте акватории бухты, где в нефтепорту загружают десятки гигантских танкеров.

 

Для меня и эта история кажется фантастической. Год от года в Козьмино расширяют программу экологического мониторинга с применением ценных видов гидробионтов: тихоокеанской мидии, морского ежа, камчатского краба, ламинарии японской. Сопровождавшая журналистов специалист пресс-службы «Транснефти» Екатерина Порунова родом из Приморского края. Она рассказала, что эти гидробионты вполне пригодны в качестве морских деликатесов. Санитарные службы проверяют их химический состав, наличие патогенных микроорганизмов, токсических веществ. Козьминский гребешок ничуть не хуже любого другого.

 

Из башни видно далеко!

В этот день далёкий порт "Козьмино" в заливе Находка мы воочию увидели на одном из этажей башни "Эволюция". Конечно, не в окно, а на большом экране центральной диспетчерской "Транснефти". Трансляция здесь идёт в режиме реального времени. В бухте Козьмино штормило, а в порту Новороссийска (диспетчер переключил экран) было солнечно и танкер стоял на загрузке. Высокие технологии центральной диспетчерской — ещё одно большое впечатление этого дня. Сигналы на этот пульт приходят со всех магистральных нефтепроводов России. Под контролем центральной диспетчерской – множество систем автоматики и телемеханики, тысячи задвижек, сотни перекачивающих станций (конечно, и ЛПДС "Еткуль"), резервуарные парки "Транснефти" по всей стране. Аналогов подобной системы в мире не существует до сих пор.

 

Не только про трубы

В том, что ПАО «Транснефть» — не только трубы, но и множество разнообразных аспектов, мы убедились не раз. Об этом поговорили за круглым столом с вице-президентом компании, председателем жюри конкурса Борисом Михайловичем Королём. Очередным подтверждением стал пёстрый букет из тем журналистских материалов, присланных на конкурс "Стальные русла потоков энергии". Финалисты писали о восстановлении популяции зубров на Брянщине, тушении лесных пожаров в Сибири, импортозамещении, инновационных технологиях, новых профессиях и специалистах, социальных программах "Транснефти". Всего было рассмотрено 157 работ журналистов, представивших страну от Балтики до Дальнего Востока. А всероссийскому этапу предшествовал региональный. Отрадно, что в этом потоке заметили наш Еткуль. Конкурсный материал был посвящён кабинету химии в Еткульской средней школе. Этот класс, а также кабинеты физики, математики и препараторские отремонтировали и оснастили благодаря АО "Транснефть – Урал".

 

Завершающим аккордом пребывания в Москве стала экскурсия по музеям Московского Кремля. И здесь не обошлось без спонсорской помощи "Транснефти"! Она финансировала реставрацию главного храма России — Успенского собора, а также — многие выставки. Компания является стратегическим партнёром музеев Московского Кремля, помогает и другим музеям России, среди которых Третьяковская галерея. Так что "Транснефть" — не только трубы, это ещё и культура, наука, искусство, образование. 

Автор: Марина Морозова
Фото: пресс-служба ПАО "Транснефть"