с. Еткуль 24 сентября 2021
Вы здесь: Главная > Новости > Образование > В Лебедёвской школе практикуют воспитание на основе православной культуры
В Лебедёвской школе практикуют воспитание на основе православной культуры

В Лебедёвской школе практикуют воспитание на основе православной культуры

Как мы уже сообщали на страницах газеты, проект учителей Лебедёвской основной школы С.А. Смирновой и Т.И. Никитиной «У истоков духовности» был признан лучшим на XVI Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя». Этот конкурс проводится ежегодно Министерством образования и науки РФ и Синодальным отделом религиозного образования и катехизации при поддержке полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе. Как рождался проект, что лежало создания — об этом наш разговор со С.А. Смирновой.

— Светлана Александровна, почему вы решили обратиться к теме духовности?

— Проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана и так далее — всё это отражается на духовно-нравственном здоровье детей. Воспитание на основе православной культуры и традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на его мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Идея приобщения обучающихся к духовному миру в образовательном пространстве и обобщения накопленного опыта в нашей школе вылилась в создание проекта «У истоков духовности».

 

— То есть этим вы занимаетесь уже не первый год?

— Данный проект реализуется с 2017 года и является составной частью основной общеобразовательной программы нашей школы, он разработан в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании», ФГОС, а также на основе Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Возвращение категории духовности и нравственности в образовательную практику является на сегодня очень актуальным. Воспитывают не только слова, которые произносятся, но и сопряжённая со словом система отношений, ритм жизни, нравственные начала — всё то, что можно назвать духовностью.

 

— Какие цели ставили вы перед собой, создавая проект?

— Цель проекта — укрепление нравственности школьника. Важно научить его поступать согласно своей совести, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам. Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата, а также пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответственности за Отечество — круг целей и задач очень широк.

 

— Патриотами не рождаются, патриотами становятся...

— Гражданско-патриотическому воспитанию посвящён большой раздел нашего проекта. Знакомство с героическими страницами истории России и Челябинской области, жизнью замечательных людей в процессе бесед, встреч, экскурсий, просмотра кинофильмов, экскурсий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр, участие в социальнозначимых акциях, посвящённых памяти участников и тружеников тыла во времена Великой Отечественной войны — это только часть мероприятий в этом направлении. А также знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России и Челябинской области. В нашей школе изучаются предметы «Основы православной культуры», «Основы духовнонравственной культуры народов России», действуют курсы внеурочной деятельности «Юные краеведы». Обо всех видах деятельности подробно рассказывается в проекте.

 

— А какие ещё предметы дополнительно к базовой программе изучаются в вашей школе?

— Воспитанию нравственности содействуют пользующиеся интересом у ребят курсы внеурочной деятельности «Школьный театр», «Азбука этикета». В ходе последнего школьники знакомятся с основными правилами поведения в школе, общественных местах, овладевают навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучаются дружной игре, взаимной поддержке, участвуют в коллективных играх, приобретают опыт совместной деятельности.

 

— Каким формам работы отдаёте предпочтение?

— Форм работы много. В частности, встречи с представителями Русской православной церкви, участие в подготовке и проведении праздничных мероприятий православной культуры. Очень результативны в плане воспитания выставки семейного художественного творчества, музыкальные вечера. Дети хорошо воспринимают информацию, когда она подаётся в виде игры. Так, в январе ученики участвовали в Рождественском квесте, где их ждали интересные станции «Историческая», «Поздравление от героев мультфильмов», «Проделки зимы», «Рождественские пряники» и другие.

 

 

 

 

— Проект предполагает не только теоретическую часть, но и практическую…

— Конечно. Отдельный раздел посвящён плану реализации проекта. Здесь всё расписано по месяцам. К традиционным школьным мероприятиям (День знаний, День учителя, День матери и другие) в нашей школе проходит День науки, в честь великомученицы Татианы, День славянской письменности, ежегодно отмечается Пасха, реализуются проекты «Символы земли русской», «О Родине с любовью», «Моя малая родина», «Защитники земли русской», «Особенности быта и труда жителей родного края» и другие. Игра-путешествие «Ежели вы вежливы», беседа «Мой Бог — моя совесть», диспут «Человек — это возможность» (о борьбе со своим грехом), тренинг «Мои качества» и другое. 

 

 

— Воспитывать в детях духовность могут только люди, сами обладающие высокими духовными качествами.

— Да, конечно, с этой целью в проект входит план работы с педагогами по духовно-нравственному воспитанию, включающий в себя не только подбор методической литературы, но и консультации для воспитателей, семинары, игровые технологии, творческие мастерские, практикумы: «Хороводные игры как средство формирования нравственного и патриотического воспитания детей», открытые уроки по предметам «Основы православной культуры» и «Основы духовнонравственной культуры народов России», обмен опытом, мастерклассы и т. д.

 

— Запланированы ли какието мероприятия совместно с Русской православной церковью?

— Это обязательно. В их числе: участие в конкурсе Челябинской митрополии «Красота Божьего мира» (октябрь), в Пасхальном фестивале Челябинской митрополии, Рождественских чтениях Троицкой епархии, слёте воскресных школ Троицкой епархии, а также организация совместных паломнических поездок по святым местам Челябинска, Челябинской области и Южного Урала по плану храма. Мероприятий много, все и не перечислить.

Каждый год составляется дорожная карта сетевого взаимодействия с приходом храма святого Архистратига Михаила. Первая паломническая поездка учащихся, педагогов, родителей была совершена в храм На Крови г. Екатеринбурга. Учащиеся посетили исторический музей, в котором им рассказали о последних днях жизни царской семьи, храм, где поставили свечи и послушали акафист в честь святых Страстотерпцев. 15 февраля отмечается День православной молодёжи. В этот день наши ребята посещали Сретенский бал, который проходил в Челябинске.

 

— Насколько эффективен проект?

— Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, социальных партнёров школы), анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности, различные тестовые инструменты, созданные с учётом возраста обучающихся. Первичная диагностика в начале реализации проекта показала, что уровень духовно-нравственного воспитания учащихся невысок. В апреле 2020 года, в ходе повторной диагностики, было выявлено, что высокую степень социализированности имеют чуть меньше половины учащихся (42%), среднюю степень — 53% и только у 5% учащихся низкая степень. Проект позволил, на наш взгляд, педагогам реализовать наиболее перспективное направление, которое строится на приобщении к духовно-нравственным ценностям через ценности православной культуры. По отзывам родителей и педагогов, дети стали более общительными, внимательными по отношению друг к другу, у них повысился интерес к православным праздникам, народным традициям и обычаям. То есть положительные результаты налицо.

Автор: Галина Огонькова
Фото: предоставлено Светланой Смирновой
Выберите: яблоко банан виноград груша ананас