с. Еткуль 28 февраля 2024
Баннер
Вы здесь: Главная > Проекты > КЛАССный альбом > Кто в сапожники пойдёт?
Кто в сапожники пойдёт?

Кто в сапожники пойдёт?

26 ноября отмечался Международный день сапожника. В связи с этим мы решили сделать гостем редакции мастера по ремонту обуви. Но, обзвонив все сельские поселения, ни одного представителя этой профессии не нашли. Везде отвечали, что когда-то сапожник в селе был, но или давно умер, или спился и делом уже не занимается. Между тем профессия эта — одна из самых древних.

Из истории

История обуви насчитывает не одно тысячелетие, ещё древние люди придумали надеть кожу животных на ноги, подкладывая внутрь солому для их защиты от повреждений и холода. На Востоке сапожника называли «башмачник». Он изготовлял башмаки из коры дерева и листьев пальмы, превращая их в полозья (волокна). На Руси главной обувью у крестьян были плетённые из лыка башмаки — лапти. Настоящий мастер мог сплести такие лапти, которые даже в дождливую погоду не промокали.

Первые письменные упоминания об обуви относятся к Древнему Египту. Там обувь создавали из папируса. Но обуваться могли только фараоны. В античности обувь была уже более практичной. Но и тут вводились ограничения в правах по её ношению: ходить обутыми разрешалось только свободным людям, рабы не имели на это права. Со временем обувь стала гораздо удобнее. Её можно было носить долгое время, а для этого — периодически ремонтировать. Именно поэтому и возникла потребность в мастерах, которые были способны и изготовить обувь, и поддерживать её в надлежащем состоянии.

 

Знаменитый дядя Миша

У кого из нас не летели набойки на каблуках, у кого не ломался замок на сапогах? Вот-вот, почти у всех. И куда мы обращались? К Мише Киракосяну, известному во всём районе сапожнику дяде Мише, которого, к глубокому сожалению, уже нет в живых. Хотелось бы сказать, что его дело продолжает сын Вартан, но это и так, и не так. По словам Вартана, ремонт обуви — не основное и не главное его занятие. Дело, которым он по-настоящему увлечён, — строительство социальных объектов. По образованию Вартан — учитель физкультуры, работал преподавателем и завучем в одной из школ в Армении. Но когда там произошло землетрясение, переехал с семьёй в Еткуль, где жил отец. Год проработал вместе с ним в мастерской, опыта набрался, но профессию сапожника своей не считает.

 

С оборудованием пока не расстался

Как и любой другой профессии, профессии сапожника нужно учиться. Требуются специальные знания, навыки и опыт. Человек этой профессии должен обладать такими качествами, как выносливость, терпение, внимательность, исполнительность. Около двадцати лет занимался ремонтом обуви в Еткуле Евгений Бобин. Вот уже более двух лет отставил это дело на второй план. Почему?

— Потому что заказов стало мало, — объясняет Евгений. — Люди считают, что лучше новую обувь купить, чем старую ремонтировать. И это отчасти верно, ведь ремонт нынче недешёвый. Правда, со своим оборудованием я окончательно не расстался и периодически обращаюсь к нему, когда просят что-то отремонтировать знакомые. Пусть стоит до поры до времени, ведь есть-пить не просит. А, может, я ещё и вернусь к этому делу?

 

В настоящее время Евгений работает поваром на базе отдыха на Бирюзовом. Дело новое, но ему интересно осваивать новое. В своё время он с увлечением учился мастерству сапожника у дяди Миши Киракосяна.

— Именно ему я благодарен за все приобретённые навыки, — продолжает Евгений. — В тот период я оказался без работы и был направлен к нему учеником от службы занятости. Вместе мы проработали лет шесть, затем я открыл своё дело. Помню, одним из разделов моего бизнес-плана был пункт об обучении желающих мастерству сапожника. Но таковых не нашлось… Наверное, потому, что работа эта, хотя и денежная, но грязная, пыльная, связана с химикатами, к тому же, чтобы открыть свою мастерскую, надо иметь, пусть небольшой, но капитал, чтобы купить швейную машинку, всякие инструменты, материалы, ведь каждый гвоздик, набойка стоят денег. Надо это молодым?

 

Так нужны ли нам сапожники?

— Сейчас проще новую обувь купить, чем старую отремонтировать, — считает жительница Писклово Надежда Логвинова. — Посмотрите, какие ряды обуви выставляются регулярно у мусорных баков! А все сетуют, что стали плохо жить. На мусорке можно и обуться, и одеться. Мне родные постоянно привозят сапоги или туфли из города, просят передать тому, кто в ней нуждается. Люди зачастую берут обувь на сезон, а там и мода меняется. Разве будут молодые долго носить?

 

Замглавы Каратабанской сельской администрации Алёна Кузьменко со смехом призналась, что сама на днях подшивала замок на сапогах — в одном месте отошёл от голенища. Можно было, конечно, увезти в Еткуль, но пришлось бы долго ждать. А на вопрос, почему не идут в сапожники, предположила, что, возможно, молодые считают эту профессию непрестижной, это ведь не менеджер или программист. В Еткуль везут требующую ремонта обувь из Белоусово, Каратабана, Белоносово, Еманжелинки и даже Коелги. Так что, кому-то сапожники всё же нужны. Но найдутся ли те, кто захочет заниматься этим делом?

Автор: Галина Огонькова
Фото: yandex.ru