Вы здесь: Главная > Проекты > Консультация > Поощрение или наказание?
Поощрение или наказание?

Поощрение или наказание?

Какими должны быть методы поддержки ребёнка в выборе поведения? Что лучше: поощрение или наказание? Рассказывает Марина Прокопышина, психолог отделения помощи семье и детям КЦСУН.

Поощрения служат для подкрепления желательного поведения, а наказание — для прерывания нежелательного поведения. От этого и будем исходить.

 

Хвалите искренне!

Чем разнообразнее и неожиданнее поощрение, тем оно действеннее. При этом поощрение не должно восприниматься как подарок ко дню рождения (его всё равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное поведение ребёнка), они должны быть чётко увязаны с действиями ребёнка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятёрку теряет свою роль «быть поощрением».

Поощрения должны исполняться. Важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний. Простейшей формой поощрения является похвала, которая может быть простой или сложной. Простое «спасибо» или улыбка, когда ребёнок помог внести в дом покупки, покажет, что вы заметили его усилия. Более сложный вариант: «Ты всё-таки добился успеха — две недели учился завязывать шнурки, и у тебя получилось!».

Похвала должна быть конкретной. Нужно оценить усилия ребёнка, его действия, а не его самого. Похвала должна быть незамедлительной. Чем быстрее вы похвалите ребёнка за хороший поступок, тем лучше. Хвалить нужно искренне, так как дети чувствуют фальшь. Этот метод поощрения является эффективным, если используется не слишком часто.

 

Воспитывать, но не карать

Наказание — это мера воспитательная, но не карательная. Это крайняя мера воздействия. Наказания допустимы, когда использованы все возможные формы удержания и не принесли желаемого результата.

Каковы возможные формы? Это порицание, замечание в строгом тоне, временная холодность в общении с ребёнком и лишение его ласки, обсуждение детского поведения  в семье или среди сверстников и создание «коллективного мнения» вокруг случившегося, лишение ребёнка удовольствий, лакомств, любимых игр, временное отстранение от игр с товарищами, отмена обещания, покупки, поездки на природу, похода в кино, театр, цирк и т. п. Наказание как следствие, вытекающее из самого поступка: насорил — убери, сломал — почини.

Наказание должно быть значимо для ребёнка, иначе оно теряет смысл. Если ребёнка наказывают, оставляя дома, а он при этом не хотел идти в гости (куда вы собирались семьёй), то вряд ли это событие можно считать действенным. Наказание — это запреты, лишение чего-либо, игнорирование и т. д.

 

Предоставьте выбор

Ребёнок может принять участие в вопросах выбора поощрения и наказаний. Дети подчас бывают очень справедливы в поисках для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали им родители. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определённым поведением, и это повышает их ответственность.

 

Жестокость порождает жестокость

Сила приучает к мысли, что считаться можно только с силой. Используя жестокость и силу для воспитания ребёнка, вы получите в будущем непримиримого врага либо безвольного раба. Помните об этом, пожалуйста!

Фото: открытый источник
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Выберите: яблоко банан виноград груша ананас