с. Еткуль 15 октября 2018
Баннер
Вы здесь: Главная > Проекты > Наш край > Комсомольцы Еманжелинской школы
Комсомольцы Еманжелинской школы

Комсомольцы Еманжелинской школы

О жизни школьного комсомола я знаю не понаслышке, хотя и застала не самое характерное для него время. Тогда готовились к празднованию 1000-летия крещения Руси и проводили антирелигиозные беседы, в экзаменационные билеты входил вопрос «Социалистический реализм как метод в литературе», а старшеклассники уже читали Даниила Гранина и Солженицына. Но были ещё политбои, агитбригады; ударников и отличников учёбы награждали особыми значками, а Устав ВЛКСМ знали, наверное, даже двоечники. Однако писать о комсомольцах Еманжелинской школы я решила не по собственным впечатлениям.  

В комсомольской организации, сначала ученической, а затем, учительской, работали Лариса Владимировна Силкина (Никулина) и Ольга Геннадьевна Митькина (Коркина). Они рассказали о буднях школы в 70 – 80-е годы. Воспоминаниями о 60-х годах поделилась Нина Павловна Уте, которая пришла в нашу школу в 1968-м и долгие годы была организатором, отвечая в том числе за комсомольскую деятельность.

Специфика образовательного процесса диктовала свои условия: секретари менялись часто, одни получали аттестат, на место старших приходили другие. Запомнились наиболее яркие и активные: Анна Силкина, Валентина Боровкова, Нина Чигир, Лидия Смолякова, Лариса Никулина, Наталья Кочкина, Светлана Третьяк. У выпускников было принято готовить себе смену. Ещё в 7-х классах (семиклассники, как тогда говорили, были старшими пионерами) присматривали умных и неравнодушных ребят, после приёма в комсомол включали их в комитет, давали поручения и смотрели, как они относятся к общественной работе и как справляются с ней.

 

 

 

В школе комсомольцы были заметны, причём в самом хорошем смысле. Нина Павловна рассказывала, как старшеклассники сделали для украшения коридоров деревянные подцветочники, а матери вышили салфетки. Малышам строго наказали, чтобы те ничего не трогали. Тогдашний секретарь комсомольской организации, Наталья Силкина, считала, что младшие должны уважать старших учеников и учиться на их примере доброте и трудолюбию.

Трудовому воспитанию в те годы уделялось самое большое внимание. Сбор металлолома и макулатуры, уборка классов и всей школы, субботники на территории, тимуровской движение, когда ученики приходили на помощь к старым и больным, были не разовыми акциями, а повседневными делами. Действовали производственные бригады. Так, в 1979-м бригада комсомольцев-старшеклассников с середины мая трудилась на птицефабрике. Ребята взяли на себя заботы о 16 тысячах куриц. Молодым птицеводам выделили навес, где размещалось поголовье. Юноши и девушки все делали сами: смешивали и раздавали корма, поили кур, убирали за ними, даже ловили крыс. Чтобы все успеть, приходили к 7 часам утра. Конечно, у молодежи был наставник. Им стала Зонова С. С., но за результат отвечали школьники. В птицеводческую бригаду входили Сергей Лопатин, Анатолий Лаврентьев, Александр Патрушев, Ольга Коркина и другие.

 

 

 

Свой ученический комсомольский коллектив сформировался при совхозе. Опытные механизаторы привлекали к работе сыновей. Федоровы, Штиновы, Зубаревы – это фамилии совхозных династий. Ребята вместе с отцами убирали урожай. За отличные результаты молодежь премировали поездкой в Ленинград.

Девочкам тоже находились занятия. Несколько лет подряд в школе готовили мастеров машинного доения. Летом и в учебном году девчата ходили в коровники на первом отделении, были даже отдельные ученические бригады.

Связи с предприятиями закреплялись шефством. Существовала такая практика, когда учебным заведениям помощь оказывали производственные коллективы, причем помощь эта была не только материальной. Профориентация, воспитательные мероприятия, спортивные соревнования – во всем участвовали специалисты и рядовые работники. Шефом школы был Уральский ремонтный завод, и связи с ним сохранялись долго. Я и сама помню, сколько раз мы были на экскурсиях в действующих цехах и какие заказы выполняли для завода. Девочки занимались сортировкой и чисткой мелких деталей, а мальчики и сами изготавливали их на уроках труда в школе.

И, конечно, всем памятен лагерь труда и отдыха. Его корпуса размещались недалеко от водокачки. Летом школьники в несколько смен жили там и работали на совхозных полях, прежде всего на прополке. На работу выходили рано, до жары, а после обеда купались, играли, вечерами сидели у костра. Из совхозной столовой в дополнение к основным блюдам привозили огромные баки беляшей и фляги компота. На свежем воздухе сметали все. Чем ни модные сейчас пикники?

 

 

 

Картошка и свёкла – тоже знакомые слова для еманжелинских старшеклассников тех лет, и обозначают они не столько сами корнеплоды, сколько процесс их уборки. Современным ученикам остается только завидовать, ведь у них первая четверть не прерывается призывом «На картошку!»

На поле приезжали на автобусах, работали примерно полдня, выбирая клубни за трактором или выдергивая кормовую свеклу. Потом грузили – бросали в телеги. Случалось, кому-то доставалось турнепсом по голове, но тогда к набитым шишкам относились спокойнее. Зато особый шик – приехать в село на прицепе, сидя на самом верху картофельной или свекольной кучи.

А ведь были еще субботники. О. Г. Митькина (тогда Коркина) в школьном комитете комсомола отвечала за политическую и информационную работу. Патрушев Александр – за трудовую. Когда объявлялся субботник, они сами делили между классами территорию, контролировали работу и подводили итоги. Комсомольцы из Еманжелинки выезжали в строящуюся Таяндинскую школу, помогали на крупных объектах в селе, например, подметали после отделочников все квартиры и лестничные площадки в пятиэтажке – доме 22 по улице Октябрьской.

Об учёбе за этими делами тоже не забывали. Лучшие общественники, как правило, и на уроках не отставали. Хорошей успеваемости требовало также участие в Ленинском зачёте. Это план работы по самообразованию и самовоспитанию. Его результаты фиксировались в специальной книжке, и о них отчитывались перед комитетом.

 

 

 

Художественная самодеятельность, спорт – везде главной опорой школы были комсомольцы. Активисты конца 70 – начала 80-х годов – Ирина Визоргина, Виталий Ефремовцев, Олег Бобырев, Андрей Лопатин, Вячеслав Киютин, братья Аптикеевы, Андрей Юровских, Любовь Глазырина, Лидия Смолякова, Светлана Усенко, Владимир Панфилов, Анна Горбунова, Александр Патрушев, Елена Гагарина, Вера Панова, Евгений Юриков и многие другие. Все они из ученической комсомольской организации, но действовала ещё и учительская, куда входили молодые педагоги.

В разные годы ее возглавляли Анна Терентьевна Рогацевич, Елена Григорьевна Белоусова, Ольга Геннадьевна Митькина. Одной из задач «взрослой» комсомольской организации было налаживание связей с молодёжью предприятий села. Тогда в школе часто собирались работники совхоза, птицефабрики, завода, помогали в организации внеклассной работы и досуга. Сами учителя-комсомольцы тоже не сидели без дела, они отвечали за то, что в наши дни называется корпоративными праздниками, и, конечно, без них не обходилась профсоюзная елка для детей сотрудников. Еще были конкурсы и КВНы, где соревновались ученические и учительские команды. Ольга Геннадьевна до сих пор помнит, как она с Л. Е. Полтавской и Е. Г. Белоусовой инсценировала сказку «Три поросенка» для модной тогда программы «А ну-ка, девушки».  

Часто устраивали походы, поездки с классами и совсем уж неожиданные для учителей политические акции, например, перечисление денег в различные фонды. Для одной из них О. Г. Митькина и Е. Г. Белоусова все воскресение работали с семенным фондом в совхозе – перелопачивали зерно, а их заработок шел на общественные нужды.

Но чем бы ни занимались комсомольцы и к какой из школьных организаций они ни относились, старшеклассники и педагоги всегда помнили, что принадлежность к ВЛКСМ – это прежде всего ответственность. На них должны были равняться пионеры и октябрята, а старшие, коллеги или родители, ждали от них действенной помощи и реальных дел.

 

Автор: Юлия Демченко
Фото: архив школьного музея
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Выберите: яблоко банан виноград груша ананас