Евгения Майорова: «В Челябинской области около 800 тысяч детей, и потенциально все они могут стать жертвами киберугроз»
— Евгения Викторовна, сегодня мир у детей не офлайн или онлайн, а смешанный. Или phygital. Что об этом думаете?
— Очевидно, что Интернет — это параллельная реальность, в которой живут наши дети. Это хорошо с точки зрения доступности контактов с совершенно разными сверстниками из разных образовательных сообществ, культур, регионов и даже стран. Но с другой стороны, у нас отсутствуют явные правила поведения в сети Интернет. Цифровизация всех сфер жизни стала распространяться быстрее, чем мы об этом думали…
— И она несет большие угрозы и риски для детей…
— Да. В Интернете на детей и подростков обрушивается масса информации, которая может дестабилизировать их неокрепшую психику. Нередко они слышат и видят в глобальной Сети то, до чего еще пока не доросли. В шок могут повергнуть увиденные сцены насилия или порнографии. Но еще больше юные пользователи переживают не из-за вредоносного контента, а агрессивной коммуникации — хейтинга, буллинга, троллинга, оскорблений, запугиваний, домогательств и прочих атак.
— Есть ли статистика о том, сколько южноуральских детей оказалось в опасности из-за Интернета?
— К сожалению, далеко не вся статистика у нас отражена официально. Сколько детей в Сети страдает от издевательств, сколько попадается на «удочку» недобросовестных людей, сколько преступлений доказано — четких данных нет. Но если в Челябинской области примерно 800 000 детей и многие из них в Интернете уже с дошкольного возраста, то потенциально все они могут стать жертвами токсичного контента и киберугроз. Проблема усугубляется еще и тем, что поговорить об онлайн-опасностях ребенку, как правило, не с кем. Не всегда дети готовы обращаться за помощью к взрослым — родителям и педагогам — особенно, когда это касается деликатных тем. Увы, не всегда есть взрослые, которым можно доверить какие-то сложные истории…
— Больше того, как раз от взрослых во Всемирной паутине могут исходить угрозы. Благополучию детей в Сети вредят шантажисты, мошенники, педофилы, сектанты…
— Детям сегодня часто небезопасно находиться в сети Интернет. Они могут стать — и становятся! — жертвами в том числе людей старшего возраста. Нередко также юные пользователи регистрируются в Сети не под своими данными, а под данными своих родителей. Это открывает лазейку к получению материалов не по возрасту.
— И как же тогда обеспечить безопасность нашим детям в Интернете?
— На мой взгляд, это должно закрепляться на законодательном уровне. Все игроки интернет-рынка обязаны нести ответственность за то, каким контентом и какого возраста пользуются дети. Важно просвещать родителей в отношении онлайн-рисков, киберагрессии, цифровой культуры поведения. Я считаю, что нам нужно объединять усилия. Мы должны создавать сообщества, которые будут развивать в Интернете безопасную среду и защищать детей от цифровых угроз. Большая роль в этом смысле отводится хартии «Цифровая этика детства», которая создана в рамках Альянса по защите детей в цифровой среде крупнейшими российскими IT-компаниями.
— Расскажите подробнее о хартии «Цифровая этика детства»?
— Хартия — это такая этическая платформа. Это ценностные ориентиры и правила поведения, которые объединяют общественность, государство, профессиональные сообщества, и координируют их усилия по обеспечению благоприятной и безопасной для детей цифровой среды. В основе документа лежат 5 ключевых этических принципов: уважение ребенка как личности, совместная ответственность всех участников за безопасность детей в цифровой среде, сохранение конфиденциальности, инклюзивный подход и сохранение в онлайн-пространстве ценностных ориентиров. Их соблюдение позволит оградить детей от потенциальных угроз в Сети и повысить уровень их цифровой грамотности. Присоединиться к Хартии могут все, кто разделяет эти ценности.