Вы здесь: Главная > Новости > Интервью > Урок длиною в жизнь
Урок длиною в жизнь

Урок длиною в жизнь

Пожалуй, учитель начальной школы — самая значимая личность для первоклассника, впрочем, и для второклассников, третьеклассников и более старших ребят. Недаром больше всего мы запоминаем именно своего самого первого учителя. Наталья Александровна Ярош проработала в Еманжелинской средней школе более 35 лет и стала первым учителем для нескольких поколений еманжелинцев.

Школу Наталья Александровна окончила в 1979 году. Это сейчас профессию выбирают заранее, чуть ли не с пятого класса. Тогда многие выпускники до последнего момента мучились: «Кем быть?» Перед Натальей такого вопроса никогда не стояло. Конечно, педагогический институт! Вот как рассказывает об этом сама учительница:

— Всё начиналось гораздо раньше. Моя мама, Пелагея Перфильевна Иванова, более 40 лет проработала няней детского сада. Я часто ей помогала, особенно, когда она оставалась одна на группе. Пока мама с дежурными накрывали на столы, я увлечённо читала книгу остальным детям. Но самое интересное ожидало меня летом 1978 года, во время каникул после девятого класса. Тогда, разглядев мои организаторские способности, чувство ответственности и умение ладить с людьми, заведующая Валентина Фёдоровна Огнева (сегодня и в голову никому такое не придёт!) поставила меня на два месяца воспитателем подготовительной группы.

В группе было более 20 детей, и мы с мамой легко управлялись с ними. Успевали подготовить комнату ко сну, столы — к обеду, водили ребятишек на озеро или на экскурсию в лес. На первые заработанные деньги я купила себе спортивный костюм, ведь моим увлечением с пятого класса был волейбол, а любимым учителем — Иван Николаевич Путинцев, тренер с большой буквы.

 

— Кто ещё из педагогов и наставников повлиял на ваше мировоззрение и дальнейшую судьбу?

— Моим первым учителем была Галина Ивановна Вяргизова. Всегда сдержанная, строгая на уроках и общительная в повседневной жизни. Не имея своих детей, она подарила ученикам всю любовь и заботу. Мы до последних дней по возможности навещали её, делились своими достижениями и видели, как светились глаза учителя, как выступали слёзы радости.

В школе я была активисткой: председателем совета дружины, секретарём комсомольской организации, за что в седьмом классе была награждена путёвкой во Всероссийский лагерь «Орлёнок». Незабываемые дни прошли в пресс-центре «Стремительного». А в школе любимой вожатой, с которой хотелось брать пример, была Марина Иосифовна Канцлер.

В девятом и десятом классах я училась на факультете будущего учителя Челябинского пединститута при кафедре иностранных языков. Моим наставником являлся учитель немецкого языка и директор школы Владимир Карлович Канцлер. Знания были хорошие, переводить тексты я могла с листа, но с первой попытки не прошла по конкурсу на иняз. Зато в тот же год была принята старшей пионерской вожатой в родную Селезянскую школу и смогла применить методику «орлятской» работы. В лагере «Орлёнок» я очень любила барабанный час, запомнила много речёвок. В своей школе тоже создала знамённую группу, дети занимались с удовольствием. Райком комсомола купил для нас два новых барабана, играть на них было большой честью. Помню, с каким азартом ребята боролись за это право, на переменках прибегали ко мне с «пятёрками» в дневниках.

А весной поступила на заочное отделение исторического факультета ЧГПИ и успешно закончила его в 1985 году. Куратором нашей группы (А.З. Иоголевичем) на фото, которое я храню до сих пор, оставлены замечательные слова: «Вперёд, за всех вузовских учителей!» Именно этот призыв стал девизом моей педагогической деятельности.

 

Молодой учитель Наталья Ярош в самом начале пути. 1980 год

 

 

— С тех пор со школой не расставались?

— Да, а мои любимые учителя Селезянской средней школы стали моими первыми наставниками в профессии педагога. Потом была Приуральская средняя школа. В ней в 1985 году, после замужества и рождения сыновей, я продолжила трудовую деятельность в качестве учителя истории и обществознания. А через три года мы переехали в село Еманжелинка, с тех пор работаю в нашей школе. Встретила здесь самый творческий и высокопрофессиональный коллектив. Даже не верится, что позади уже 35 лет работы в школе. Мои ученики теперь приводят ко мне своих ребятишек. Однако мне некогда думать о прошлом, я должна жить будущим. Каждый день для меня как новое приключение, каждый урок — открытие. Каждый день меня встречают искренние любопытные глаза моих учеников. Школа не даёт останавливаться, ведь обучая других, педагог обязан постоянно учиться сам. Незаметно для себя я достигла определённых высот в своей профессии: стала победителем районного конкурса «Учитель года-98», лауреатом областного конкурса «Учитель года-99», почётным работником образования. Но самая лучшая награда — любовь и успехи моих учеников.

 

— Наталья Александровна, в поисковике интернета ваша фамилия всплывает вместе с новостью о всероссийских Занковских чтениях.

— В своё время меня очень увлекала работа по развивающей системе Леонида Занкова. Своим опытом неоднократно делилась на районном уровне, участвовала в Занковских заочных чтениях (г. Москва). Моя статья «За границами страны литературы» вышла в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции.

 

— В каком классе вы преподаёте сейчас?

— В четвёртом «А». Это мой десятый юбилейный выпуск. Очень люблю своих ребят, творческих, эмоциональных! Сейчас мой класс принимает участие в программе «Орлята России», разработанной в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Мы с ребятами хотим достигнуть звания «Орлёнок», для этого участвуем в коллективных творческих делах, каждый месяц проходим новый трек. Дела эти очень интересные, захватывающие, живём буквально взахлёб! Например, сейчас дети сами придумали и готовят для первоклассников акцию «Шары добра».

 

— Часто у учителей не хватает времени на собственную семью. Это не ваш случай?

— Ни в коем случае. Напротив, я смогла посвятить школе столько лет только благодаря поддержке моей семьи. С мужем Виктором мы вместе 40 лет, вырастили двух сыновей Дмитрия и Якова, которые пошли по стопам отца. Надеемся, что и внуки Артемий и Алексей будут достойными продолжателями династии агрономов Ярошей. Я благодарна супругу за его надёжное плечо, поддержку и понимание.

Когда-то мой классный руководитель Нина Яковлевна написала мне на память в дневнике: «Оставайся оптимистом и сохраняй в себе любовь к людям». Всю жизнь я следовала этому совету. Меня окружают замечательные люди: готовые поддержать коллеги, умные и талантливые дети, понимающие родители.

 

— Кажется, вы ещё и кукольных дел мастер?

— Народная кукла — моё увлечение. Шью сама, учу детей. Когда появляются минутки для вдохновения, тогда рождаются маленькие шедевры. И дети несут в подарок родителям не стандартные поделки, а работы, наполненные душевной теплотой.

 

— Наталья Александровна, кто-то из ваших учеников пошёл по стопам первого учителя?

— Более десяти моих учеников стали педагогами, в среднем — по одному из каждого выпуска.

Автор: Марина Морозова
Фото: предоставлено Н. Ярош