Вы здесь: Главная > Новости > Интервью > Большая перемена: какие изменения ждут систему образования Еткульского района в новом учебном году
Большая перемена: какие изменения ждут систему образования Еткульского района в новом учебном году

Большая перемена: какие изменения ждут систему образования Еткульского района в новом учебном году

С 1 сентября во всех школах страны вводят новый стандарт образования. Преподавать будут на основе единой программы. Сделано это для того, чтобы уравнять базовые знания. Об этом и о многом другом в интервью с начальником управления образования Еткульского района Ларисой Увариной.

— Лариса Ивановна, расскажите о главной особенности нового учебного года.

— Прежде всего, в преддверии начала учебного года хочу поздравить своих коллег с этим важным для каждого из нас событием. Начало учебного года — это новый этап в жизни педагогов, а также учеников и родителей — всех участников образовательных отношений. А сейчас мы стоим на пороге больших перемен.

 

Итак, тема нашей августовской педагогической конференции — «Год педагога и наставника: эффективность управления системой образования, укрепление единого образовательного пространства». Действительно, этот учебный год предполагает серьёзные изменения в системе образования, самое важное из которых, на мой взгляд, — это единство образовательного пространства, нашего, российского. В свою очередь, это подразумевает единство образования, воспитания и управления. Этому способствует введение обновлённых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а также единых образовательных программ, линеек учебников и способов оценки образовательных результатов.

 

Уже 1 сентября старшеклассники получат новые учебники истории. Одиннадцатиклассники — две части всеобщей истории, а десятиклассники — пока только первую часть учебника по истории России, вторую часть — ко второму полугодию. С 2024 года учебники истории единой линейки будут и для ребят с пятого по девятый класс.

 

— Но у нас ведь и раньше были неплохие учебники истории.

— Учебники по истории были разных авторов, разных линеек. Поверьте, это было неудобно. У каждого автора своя трактовка. Ограничений не было, педагоги могли выбирать, с какими учебниками работать. Это неправильно — линия должна быть одна. На мой взгляд, это очень важно. Так должно было быть всегда, чтобы наши дети чётко знали и понимали: это наша страна, могущественная, со своими огромными богатствами и человеческим потенциалом, чтобы дети могли гордиться ею. Тогда мы вырастим достойных граждан, способных в любой момент встать на защиту Родины.

 

— А как теперь будет называться ОБЖ?

— Что касается нового предмета «Основы безопасности и защиты Родины», он будет вводиться не сейчас, а с сентября 2024 года. А пока мы имеем курс ОБЖ, включающий в себя очень актуальные темы, которые были, есть и остаются.

 

Все вышеназванные моменты направлены и на единство образовательной и воспитательной функции. С прошлого года в школах ввели цикл занятий «Разговоры о важном». Их проводили каждый понедельник первым уроком, определялась тема, общая для всех школьников нашей страны. Темы и встречи интересные. Конечно, очень много зависит о человека, который взял на себя ответственность проведения «Разговоров о важном». По большей части это были классные руководители, советники и замы по воспитательной работе.

 

С прошлого года также ввели традицию: начинать учебную неделю с церемонии исполнения государственного гимна и поднятия государственного флага РФ. Тоже очень важные воспитательные моменты. Мы наблюдаем теперь, с какой гордостью дети исполняют гимн России и выносят или поднимают флаг. Во всех школах района теперь есть флагштоки, мы их получили в прошлом году. Проезжая по образовательным учреждениям, теперь всюду вижу этот высоко развевающийся над всеми строениями флаг России!

 

 

 

— Конечно, эти традиции останутся. А что нового добавится в воспитательный процесс?

— В предшествующие годы мы развивали концепцию организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся: от детского сада до вуза. Например, на школьном этапе дети могли знакомиться с профессиями, проходить тестирование. С этого учебного года вводится единая система профориентации учеников «профориентационный минимум». Он включает три уровня реализации: базовый, основной и продвинутый. В школах района мы реализуем два первых уровня. Каждую неделю, по четвергам, будем проводить профориентационный урок. Дважды в год будут организованы родительские собрания по профориентационной тематике. Ещё раз отмечу, что все мероприятия подчинены единству требований.

 

— Все школы России подключают к федеральной государственной информационной системе «Моя школа». Что это даст Еткульскому району?

— «Моя школа» — это единый федеральный портал с доступом к образовательному контенту и всем сервисам для учеников, родителей, педагогов. Система постоянно пополняется контентом, в том числе учебными симуляторами. Отныне пользователями ФГИС «Моя школа» станут все участники образовательного процесса. До этого момента мы работали на платформе государственной информационной системы «Образование Челябинской области». Она не отменяется, а выгрузка из неё во ФГИС «Моя школа» осуществляется. Но с 1 сентября в ГИС «Образование» мы сможем войти только через учётную запись родителей и обучающихся на портале госуслуг. Все подростки с 14 лет могут войти на «Госуслуги» и получить доступ самостоятельно, детей помладше должны зарегистрировать родители. Советую всем поскорее подтвердить свою учётную запись на ЕГПУ, ведь с 1 сентября без доступа вы даже не сможете посмотреть электронный дневник или электронный журнал. А иметь учётную запись на портале госуслуг сейчас жизненно необходимо, услуги этого портала сопровождают современного человека буквально с момента рождения ребёнка.

 

— Есть ли в районе кадровые проблемы в сфере образования?

— По традиции в августе мы проводим тарификацию, то есть распределяем нагрузку между педагогами, чтобы вступить в новый учебный год в полную силу. Да, потребность в педагогах в Еткульском районе имеется, но мы закрываем все проблемные точки. В этом году в нашу систему образования приходят всего два молодых специалиста. Меньше, чем ожидалось. Но тем больше мы рады Алине Рябченко и Екатерине Фроловой. Алина Сергеевна — выпускница педагогического колледжа, будет работать воспитателем в Новобатуринском детском саду «Петушок». Екатерина Викторовна с дипломом Челябинского института культуры придёт в качестве педагога дополнительного образования в Еткульский РДДТ. Кстати, она выпускница Еткульской средней школы, отрадно, что Екатерина вернулась в наш район.

 

Второй год Еткульский район участвует в проекте «Земский учитель». В прошлом учебном году к нам приехали три земских учителя, в этом году один — учитель начальных классов Ольга Витальевна Сидорова. Она принята на смену педагогам, которые ушли на заслуженный отдых, и будет работать в Еманжелинской школе. Надо отметить, что в прошлом году коллектив этой школы также пополнялся земским учителем.

 

— Кого из ветеранов чевствовали на августовском педсовете?

— В Год педагога и наставника мы впервые вручаем памятный знак «За верность профессии» тем учителям, которые отдали педагогике более полувека. На августовской конференции мы чествовали хорошо известных в районе учителя биологии Селезянской школы Любовь Георгиевну Емельченкову (её педагогический стаж —51 год) и учителя физкультуры Каратабанской школы Александра Алексеевича Усова (стаж 52 года). 

Памятный знак «За верность профессии» учреждён управлением образования Еткульского района, ранее мы вручали педагогам только благодарственные письма и почётные грамоты.

 

— Вернёмся к воспитанию. Еткульский район уже был признан лучшим по работе в рамках проекта «Навигаторы детства». Вы же не думаете останавливаться на достигнутом?

— Конечно, в этом направлении всё развивается. В течение 2023 года во всех школах, а также учреждениях культуры и социальной сферы созданы первичные ячейки Российского движения детей и молодёжи «Движение Первых». Они объединят и сконцентрируют многие воспитательные функции. Ячейки «Движения Первых» по большей части возглавляют советники по воспитательной работе.

 

Во всех школах района продолжают создавать центры детских инициатив. Это точки, в которых школьники собираются, обсуждают актуальные темы, планируют свои мероприятия. Каждая школа подходит к решению этого вопроса по-своему. Пространства для центров детских инициатив оформляют, исходя из своих возможностей. Создают спортивные клубы, театральные студии, музейные комнаты или музеи.

 

— В августе Госдума приняла поправки к закону «Об образовании», где говорится о трудовом воспитании школьников. Чем они будут заниматься?

— Теперь законодательно установлено, что мы можем привлекать ребят к общественно-полезному труду без согласия родителей. Это момент будет закреплён в локальных актах образовательных организаций. В пояснительной записке сказано, что закон принимается «в целях усиления роли труда в воспитательном процессе». В тексте документа говорится, что учащиеся должны будут вести трудовую деятельность с учётом возрастных особенностей. Например, убирать классы, сажать деревья на школьной территории, шить театральные костюмы, помогать в библиотеке.

Автор: Марина Морозова
Фото: Юрий Зеленин / Редакция газеты "Искра"