с. Еткуль 21 января 2025
Баннер
Вы здесь: Главная > Новости > Интервью > О пути к своей профессии, её радостях и трудностях рассказывает ветврач Елена Цейзер
О пути к своей профессии, её радостях и трудностях рассказывает ветврач Елена Цейзер

О пути к своей профессии, её радостях и трудностях рассказывает ветврач Елена Цейзер

В этом году исполнилось 25 лет, как Е.Н. Цейзер работает ветврачом в Еткульской ветстанции, а в общей сложности в этой профессии она уже почти сорок лет. Сделанный в юности выбор жизненного пути оказался удачным: желания расстаться с любимым делом не возникало. А с чего всё началось? С этого вопроса начался наш разговор с Еленой Николаевной.

 — Ещё до того, как я пошла в школу, наша семья переехала из Магнитогорска, где я родилась, в село Каратабан, — рассказывает Елена Николаевна. — Мама работала учителем русского языка и литературы, папа — механизатором. Сейчас маме 83 года, она ветеран педагогического труда, известный в районе человек. Папы, к сожалению, уже нет в живых. В своё время наша семья держала большое подсобное хозяйство: корова, свиньи, овцы, куры, гуси, утки, индюки... Мы за ними ухаживали, помогали родителям. Ну и, конечно, какой дом на земле без собаки и кошки? У нас они тоже были, не могу даже сказать — сколько, но уж точно, не по одной.

 

— И вы их лечили?

— Приходилось. Но тогда ещё не было знаний, поэтому больше жалели. Нас в семье росло три сестры, я старшая. Сколько помню, мы всегда с Олей и Таней приносили в дом найденных где-то на улице котят, щенят, ухаживали за ними, потом к кому-то пристраивали. А как-то папа принёс в дом больного ежа, которого встретил в лесу. Мы его поили молоком, помню, как он топал по ночам своими лапками, когда стал выздоравливать. Потом папа опять увёз его в лес, в родную стихию.

 

— Что повлияло на ваш окончательный выбор?

— Как-то к нам в дом пришла бывшая мамина ученица (они часто посещают свою учительницу), рассказала, что она учится в Троицком сельскохозяйственном техникуме на бухгалтера. «Пошли и ты со мной, — предложила она, — ты ведь любишь животных!» Я хотела поступать в лесотехнический, но всё же поехала. Подала документы в Троицкий ветеринарный институт, и меня приняли на отделение ветеринарии. И очень рада, что так получилось. В институте у нас были замечательные преподаватели, влюблённые в своё дело. При вузе находилась своя клиника, где содержались коровы, овцы. На практических занятиях нам показывали, как проводить клинический осмотр животного, где какие органы у него находятся. Можно сказать, что всё, как в медицинском вузе, те же направления — терапия, акушерство, гинекология, только подопечные — животные. Летнюю практику проходили в совхозах (тогда они ещё существовали), работали и доярками, и в поле хлеб убирали. В общем, было интересно.

 

— Как сейчас называется ваш институт?

— В настоящее время Троицкий ветеринарный институт является одним их филиалов Южно-Уральского государственного аграрного университета. В нём можно получить среднее профессиональное образование как на базе девяти, так и на базе одиннадцати классов по очной и заочной формам по таким специальностям, как: агрономия, зоотехния, ветеринария, экономика и бухгалтерский учёт, товароведение и экспертиза качества потребительских товаров и другим. По каким-то надо учиться три года и десять месяцев, по каким-то — два года и десять месяцев.

 

— Вы советуете выпускникам сделать такой выбор?

— Если они любят животных и людей, позитивны и доброжелательны, то почему бы и нет. Профессия востребованная, желающие могут открыть свою клинику.

 

— Вы обмолвились, что ветврачу надо любить не только животных, но и людей...

— Да, потому что нам, ветврачам, приходится общаться с хозяевами животных. Успокоить их, в чём-то убедить. Собака или кошка, корова или телёнок не могут сказать, что у них болит, симптомы должен приметить хозяин. Животное не ест, не пьёт, больше лежит. А какие печальные у больного животного глаза! Так и просят: «Помоги мне!» И какой радостью они светятся, когда наступило выздоровление. Ластятся, виляют хвостом. И врачу приятно, и хозяевам. Так что дело у нас хорошее, благородное.

 

Однажды Елене Цейзер довелось лечить даже раненую сову

 

 

— Вспомните, пожалуйста, какие-то случаи из вашей профессиональной практики.

— Как-то принесли нам в лечебницу лебедя, у него была перебита лапка. Мы рану обработали, перебинтовали. Мужчина увёз птицу обратно. Потом слышала, что лебедь окончательно поправился. А однажды к нам попала сова, её нашли на дороге с перебитым крылом. Видать, охотник ранил. Сова, к нашей общей печали, не выжила. Нередко приносят щенков, у которых началась чумка. Ставим витамины, противовирусные препараты. За этим хозяевам надо следить постоянно, вовремя ставить прививки.

 

— Чего следует ожидать владельцам домашних животных в ближайшее время?

— Хотим предупредить: в следующем году планируется обязательное чипирование всех животных. Сейчас это проводится по желанию, заказывают чипирование те, у кого много животных.

 

— С чем связаны основные трудности в вашей работе?

— С непониманием. Как уже говорила выше, хозяева бывают разные. Есть такие, кто не пускает нас во двор для проведения вакцинации, не даёт животных на обработку. А ведь этим они приносят только вред своим питомцам. Мы не имеем права заходить во двор без ведома хозяев. Приходится убеждать, договариваться. К счастью, больше добросовестных владельцев скота. Они сами звонят, спрашивают, когда, в какое время надо привести животное на обработку, когда ждать ветврача у себя во дворе. Система ветеринарной службы была очень развита в советские годы. Во всех совхозах были свои ветслужбы, лечить было проще, так как имелось большое количество медикаментов — для этого существовали специализированные аптеки. У каждого из шести ветеринарных участков — своя зона действия.

 

 

— Вспомните своих наставников, тех, кто помогал вам в профессии в первые годы работы.

— В Еткульскую ветслужбу я поступила не сразу после вуза. Так как училась от Каратабанского совхоза, туда и вернулась. Постигать азы работы на Каратабанском отделении мне помогала ветврач Татьяна Аркадьевна Рогалёва. В основном мы занимались профилактической работой: делали прививки против сибирской язвы, проводили исследование на туберкулёз, лечили маститы и хромоту у коров, брали кровь, вакцинировали. И всё это не только в совхозе, но и в частном секторе. Потом ещё были полтора года работы в противоэпизоотической экспедиции Кургана. Мы выезжали по жалобам, разбирались с различными ситуациями.

В конце июня 1998 года я была принята в Еткульскую ветстанцию. Главным ветврачом района был (и остаётся) Юрий Фёдорович Водиченков. Коллектив принял меня доброжелательно. Добрые отношения царят у нас и по сей день. Мы вместе проводим праздники, дни рождения, ухаживаем за садом, который разбит рядом со зданием ветстанции, цветником, собираем свои яблоки, груши (излишки нередко увозим в Селезянский приют). А это очень важно, когда коллектив дружный и доброжелательный. Уже много лет трудятся на ветеринарных участках Елена Ошуркова (Каратабан), Елена Имангулова (Селезян), Маршида Заморина (Лебедёвка). Мы с ними поддерживаем постоянный контакт.

Автор: Галина Огонькова
Фото: Юрий Зеленин / Редакция газеты "Искра"; из архива Елены Цейзер