
Светлана Смирнова: «Открытия начинаются с объяснения простого"
— Светлана Александровна, расскажите немного о себе, своём детстве, родителях. Именно там корни вашей педагогической деятельности?
— Моё детство прошло в Челябинске, родители переехали в Лебедёвку, где я пошла в первый класс. В семье была единственным ребёнком. Несмотря на это, родители воспитывали меня строго, они были для меня первыми учителями.
В детстве очень любила читать и играть в школу. После окончания школы не сразу смогла определиться, какую профессию выбрать. Прислушалась к совету мамы и поступила в педагогический институт. На физическом факультете учиться было непросто. Профессиональный, мудрый и интеллигентный преподавательский состав поддерживал и вёл каждого студента. Понимаю и осознаю это только сейчас. Такое отношение, такое внимание очень дорогого стоят.
— Почему выбрали именно этот предмет? Почему его надо знать ученикам?
— Каждый учитель считает свой предмет лучшим. Физика — сложный предмет и даётся не всем. Нужно проявить упорство и настойчивость в его изучении, только тогда получишь результат. В этом стараюсь убедить каждого ученика. Физика помогает объяснять явления, с которыми ребёнок встречается ежедневно и на каждом шагу. Моя задача — создавать на уроке такие условия, чтобы ученик задался вопросом, почему происходит так, а не иначе? Ведь именно с объяснения простого начинаются открытия.
— Нередко студенты, ощутив вкус городской жизни, и думать не хотят о возращении в село. А вы вернулись...
— Потому что село стало родным. В селе прошли мои детство и юность. Я не стояла перед выбором. В 1993 году получила диплом и вернулась в родную школу. Мне очень повезло, мои учителя стали для меня коллегами и наставниками. Трудности были, но я научилась их преодолевать, а не говорить о них.
— Светлана Александровна, дети нередко не хотят учиться. Как привить ребятам любовь к школе, знаниям?
— Только личным примером, через выстраивания отношений с каждым ребёнком. Дети очень тонко чувствуют. Если учитель "фальшивит", ребёнок будет просто "отбывать" на уроке.
— Знаю, что в вашей школе активно развиваются экологическое и духовно-нравственное направления. Что этому способствовало, о каких результатах уже можно говорить?
— Проанализировав систему воспитательной работы школы, мы с педагогами задались вопросом: как в образовательное пространство возвратить категории духовности и нравственности, которые являются основанием в воспитании детей. Решили, что работа будет строиться на основе российских традиционных и православных ценностей. Так, в 2017 году идея приобщения обучающихся к духовному миру в образовательном пространстве школы вылилась в создание проекта "У истоков духовности". Это проект многопланового общения с Русской православной церковью через её представителей в Челябинской области и Уральском регионе. В настоящее время проект является составной частью основной общеобразовательной программы.
В 2021 году проект "У истоков духовности" участвовал в региональном этапе Всероссийского конкурса в области педагогики и воспитания "За нравственный подвиг учителя" и был признан лучшим в номинации "Разработка программы по духовно-нравственному воспитанию детей".
— Имя вашей школы всегда звучит, когда речь идёт о волонтёрской деятельности...
— Да, мы уделяем этому большое внимание. В 2016 году в школе был создан волонтёрский отряд, который работает по экологическому направлению. А в 2019 году школьный отряд волонтёров победил в областной акции "Я — гражданин" с проектом по очистке берега озера Шантропай в селе Белоусово.
— Директор и учитель — как это совмещать?
— Совмещать непросто. Директором я работаю с 2001 года. На курсах переподготовки "Менеджмент образования" я научилась чётко планировать свой день. Поэтому хватает время на уроки, руководство, на участие в конкурсах, семью и отдых.
— Каждый конкурс — это такой огромный объём работы...
— Да, это очень ответственно и трудоёмко. Но это стоит того, когда получаешь результат. Победил или проиграл — делай выводы и иди дальше. Так, в 2016 году я стала лауреатом областного конкурса "Учитель года". В 2020 вышла в победители областного конкурса дистанционных уроков. Стали результативными 2021 и 2022 годы — победы в конкурсе "За нравственный подвиг учителя" и в конкурсе методических проектов по истории религий и духовно-нравственному воспитанию. В 2023 году для участия в первом этапе конкурса "Лидер в образовании" я подготовила видеоролик "Мой успешный проект" и эссе. Вошла в десятку, на втором этапе в г. Челябинске единственная представляла сельский район.
Подготовка к конкурсам, участие в них дают новые знания, новые повороты в работе. Это бесценный опыт, новые профессиональные отношения. После конкурса, когда отданы все силы, как у спортсменов, открывается второе дыхание и начинаешь всё заново.
— Светлана Александровна, в сутках всего 24 часа. Вы такая хрупкая, где набираетесь сил для такой масштабной работы?
— Всё очень просто. Веду здоровый образ жизни. Летом — плавание, зимой — лыжи и скандинавская ходьба. И, как говорила выше, научилась чётко планировать свой день.
— У вас есть какие-то семейные традиции?
— Несколько лет назад мы переехали из двухкомнатной квартиры в дом, где обустроили большую кухню и завели семейную традицию: в воскресенье собираться всем вместе и пить утренний кофе. На семейные торжества запекаю баранью ногу в духовке, по своему фирменному рецепту. Очень люблю осень. Для меня это время подведения итогов и планов на будущее. К сожалению, при сегодняшнем темпе жизни мало остаётся времени на чтение. В свободные минутки читаю духовную литературу.
- Юрий Кузьменков дал большое интервью "Искре" по итогам уходящего года
- В Еткуле приступил к работе новый врач-хирург со степенью доктора медицинских наук и 29-летним опытом работы в системе здравоохранения
- По программе социальной газификации улучшили условия жизни уже более 300 семей Еткульского района
- Архитектор внутреннего мира: школьный психолог Анна Сараева помогает воспитать счастливых детей
- Призывники из Еткульского района отправляются служить