Цех предприятия "Коелгамрамор" на время стал мастерской петербургского скульптора Виктора Грачёва
"Искра" уже рассказывала о большом проекте "Белый мрамор России", который поддержал Президентский фонд культурных инициатив. Теперь старинное село Коелга от мала до велика приобщится к высокому искусству. В проекте много действующих лиц, но главная роль, безусловно, принадлежит скульптору, арт-директору некоммерческой организации "Творческие проекты Кайкино" Виктору Грачёву, который весной 2023 года впервые приехал в Коелгу за мрамором для своих скульптур. А затем вернулся всерьёз и надолго, чтобы воплотить новый замысел.
— Счастливое совпадение, что мы получили президентский грант на реализацию проекта в области культуры и искусства "Белый мрамор России". Затевали мы всё без гранта, — рассказывает Виктор Грачёв. — Изначально, год назад, я предложил руководству предприятия "КоелгаМрамор" сотрудничество, мою идею поддержали. Получилось взаимовыгодное партнёрство. Уже гораздо позже я и моя творческая команда подали заявку в Президентский фонд культурных инициатив. Дело в том, что наша работа не ограничится только созданием скульптур и выставками, параллельно запланирована просветительская работа, приобщение к творчеству. Например, дети из Центра "Радуга" будут делать мультфильм, челябинские студенты из академии культуры — снимать кино.
— Искусство — процесс непредсказуемый и, кажется, совсем не совместим с промышленным производством. Виктор, как участвует в нём "КоелгаМрамор"?
— Мне предоставили мрамор, рабочее место. Кроме того, в цехе распиливают мраморные блоки до нужного размера, обрубают все лишние углы. По сути, это — создание "выкройки" будущей скульптуры. Вручную эту тяжёлую и очень пыльную работу мне пришлось бы делать два-три дня, и так с каждым блоком. Благодаря современным станкам много времени сэкономлено для творческого процесса.
— Много уже сделано?
— Первые две скульптуры практически готовы, пока отложил их, чтобы вернуться снова. Работаю широким форматом: мне нужно видеть целостную картину. Чтобы выставка получилась интересной, скульптуры должны перекликаться друг с другом и в то же время быть разными. Поэтому время от времени возвращаюсь к сделанному, что-то переделываю, поправляю. Изюминка в том, что не все скульптуры будут высечены из цельного куска камня. Некоторые смоделированы из нескольких, скреплённых между собой элементов. Выполнить это довольно сложно, так как детали тяжёлые и внушительных габаритов. Но это очень облегчит транспортировку скульптур из одного выставочного зала в другой. Так, самая большая трёхметровая скульптура, которой предстоит стать доминантой экспозиции, будет состоять из 26 частей. К сожалению, показать её и другие работы не могу. Мы решили сохранять интригу до открытия выставки.
Этим грубым мраморным блокам предстоит обрести пластические формы и, заговорив на языке скульптуры, стать произведениями искусства
— Хотя бы названия работ можете сказать?
— Названий у скульптур пока нет, но есть характер. Скульптура — это особый язык, как и музыка, например. Ведь слушаем же мы инструментальные композиции, созданные из абстрактных звуков, и понимаем музыку без слов. У меня не фигуративная скульптура, я не делаю что-то из нашей жизни, например, портреты, жанровые композиции. Я создаю состояние формы. Моя задача — из глыбы мрамора вытянуть определённое состояние. А, кроме того, надо почувствовать камень, его фактуру. Это увлекательный и бездонный творческий процесс, и работать можно бесконечно долго. Но в этот раз выстроена стратегия, поэтому скульптуры будут закончены к августу, когда "КоелгаМрамор" отмечает День строителя.
— Вы говорили, что первой вашей работой из коелгинского мрамора был памятник вашему учителю. Расскажите, пожалуйста, о нём.
— Это не скульптор, а живописец, нонконформист Геннадий Зубков. Он, в свою очередь, — ученик художника Владимира Стерлигова — одного из учеников Казимира Малевича. Всё это представители петербургской школы русского авангарда. Стерлигов называл это "невидимый институт". Изначально школа у меня классическая, академическая. Я долго занимался реализмом, но в какой-то момент понял, что хочу развиваться дальше, и оказался в мастерской у Геннадия Зубкова. Среди его учеников были живописцы, графики и я — единственный скульптор. Вместе мы изучали и решали художественно-пластические проблемы. Нефигуративная скульптура сейчас — самый динамично развивающийся вид искусства, ею занимаются во всём мире. Я работаю в этом направлении на российских истоках, плюс ещё смотрю на мировые тенденции. До пандемии ковида работал в основном в Европе. Мои скульптуры можно встретить в шведском городе Удден, в Германии, Люксембурге, музеях Дании.
— Ваша скульптура "Стремление" есть даже в Государственном Эрмитаже.
— Да, вернее, в его филиале "Эрмитаж-Выборг". В 2021 году я сделал там большую монументальную выставку. У меня получилось соотнести скульптуры с архитектурой здания, построенного в стиле функционализма и неоклассики знаменитым финским архитектором Уно Ульбергом. Мои скульптуры по пластике близки к его архитектуре. Во дворе Выборгского Эрмитажа с момента постройки здания есть сухой (недействующий) фонтан из гранита. Там я поставил одну из своих выставочных работ. Она так гармонично вписалась, что скульптуру купили и оставили на этом месте.
Скульптура Виктора Грачёва очень гармонично вписалась в архитектуру внутреннего дворика выставочного центра "Эрмитаж-Выборг". Фото с сайта скульптора Виктора Грачёва
— Новую выставку вы планируете сделать прямо в цехе, где, к слову, очень просторно и светло. Какова будет дальнейшая судьба скульптур?
— Когда выставку увидят жители Коелги, скульптуры отправятся в Челябинск, затем — в Екатеринбург, где будут показаны в музее изобразительных искусств, центре "Эрмитаж-Урал". Потом последует ещё несколько остановок по пути в Москву. В столице выставка пройдёт во Всероссийском музее декоративного искусства. Последней точкой маршрута станет экспозиция в Санкт-Петербурге, после этого скульптуры разъедутся по разным музеям.
— Виктор, откуда вы родом и бывали ли раньше на Урале?
— Родился и вырос я в Петергофе. Однажды в юности был на Северном Урале, в Печоро-Илычском заповеднике. Это огромная, практически нетронутая человеком природная зона в Республике Коми. В августе 1991 года мы с ребятами целый месяц сплавлялись на плотах, поскольку связи с внешним миром не было, пропустили все события августовского путча.
Южный Урал совершенно не похож на Северный. Вместо тайги — берёзовые колки и леса, поля. Особенно поразили окрестности Коелги, где буквально ходишь по мрамору. В Ленинградской области такого нет, у нас — гранит. Правда, в Карелии добывали серый мрамор, но сейчас там популярное туристическое место — мраморный каньон Рускеала.
— Не жалеете, что сейчас обосновались вдали от культурной столицы, в деревне Кайкино?
— Около 15 лет назад мы с женой переехали из Санкт-Петербурга в Волосовский район Ленинградской области. Купили обычный деревенский дом, позже построили галерею. В своей мастерской в Кайкино я могу пылить и шуметь, никому не мешая. Всегда под рукой природные материалы. Рядом лес, где деревья иногда падают по естественным причинам. Из древесины хорошо делать эскизы для будущих работ, а также — скульптуры. Кстати, эскизы для коелгинского проекта тоже были выполнены из дерева.
После работы молотком и долотом скульптор облагораживает форму, чтобы сгладить контуры поверхности
— Но вы не только скульптор, вы ещё и арт-директор АНО "Творческие проекты Кайкино". Чем она занимается?
— Задача нашей некоммерческой организации — развивать малые территории через культуру. У нас в Кайкино — ресурсный центр в области культуры, он помогает людям поверить в себя и не уезжать из деревни. Согласитесь, жизнь — это, прежде всего, люди. У нас в стране богатые природные ресурсы, передовые технологии, достижения в разных областях, но без людей всё это теряет смысл. Между тем ресурсы, например мрамор, можно использовать как технический материал для промышленности, а можно и как что-то приносящее людям радость. Да, скульптура не утилитарна, не имеет практической ценности, но она несёт в себе брендовую составляющую. Простыми словами, это и есть радость. Суть проекта "Белый мрамор России" в том, что я делаю скульптуры, а потом дарю их разным музеям. Утопическая история. Сразу после выставок я отправляю мраморные статуи в музеи, где они и должны быть. То есть, минуя деньги, все получают свою долю радости: от творческого процесса, от соприкосновения с искусством.
— Выходит, материальной выгоды от этого проекта для вас нет?
— Предусмотрены средства на то, чтобы реализовать этот проект. Небольшой гонорар для меня заложен, но это далеко не та сумма, которую я получил бы, если бы продавал скульптуры. В идеале, я бы хотел, чтобы Коелга стала известной, как итальянская Каррара. Мрамор каррарского месторождения знаменит благодаря Микеланджело. До него скульпторы столетиями работали с этим сортом мрамора, но Микеланджело первым довёл свои произведения до такого блестящего результата! В Карраре, кстати, тоже производят и слэбы (заготовки для изделий), и пыль для строительных смесей, и архитектурные элементы. Причём делают это в огромных количествах. Однако мировой столицей мрамора Каррара всё-таки стала благодаря работам Микеланджело.
Хотелось бы, чтобы здесь, в Коелге, тоже появились такие маячки. Для этого нужно, чтобы у самих коелгинцев было понимание того, что они живут рядом с уникальным месторождением мрамора, чтобы они гостеприимно встречали приезжих скульпторов, порой даже прощали капризы творческих людей. Моя работа в Коелге — малюсенькая песчинка на этом пути. После моих выставок в разных регионах поймут, что в Коелге добывают первоклассный мрамор, из которого можно делать скульптуры. И тогда, надеюсь, сюда поедут другие профессиональные художники.
Строительный материал для храма Христа Спасителя — это классно! Но скульптура — особая ипостась мрамора, которая дарит людям радость и красоту.
"В идеале, я бы хотел, чтобы Коелга стала известной, как итальянская Каррара. Мрамор каррарского месторождения знаменит благодаря Микеланджело. До него скульпторы столетиями работали с этим сортом мрамора, но Микеланджело первым довёл свои произведения до такого блестящего результата!"
— Как возникли ваши "Творческие проекты Кайкино"?
— Некоммерческая организация "Творческие проекты Кайкино" была создана 14 лет назад. Мы с супругой Ольгой стали пионерами в этом направлении, во всяком случае, в нашем районе. Переехав в деревню, мы около года продолжали работать в городе. Ольга — дизайнер одежды, ранее у неё был свой модный дом в Петербурге. Я в то время занимался исторической миниатюрой. Однажды сказали себе: хватит, надо искать формы работы в той местности, где живём. К счастью, Ольга хороший организатор, она создала "Творческие проекты Кайкино". Выстроить работу комплексно помогли знакомства с художниками, скульпторами, дизайнерами, в том числе обмен опытом на семинарах, съездах. Например, мы долго взаимодействовали с скульптором по имени Лукас из Швеции, у которого была подобная некоммерческая организация.
— Успели уже как-то изменить жизнь Волосовского района?
— Да, у нас был очень интересный проект в районном центре Волосово. На въезде в этот город со стороны Санкт-Петербурга был неприглядный пустырь. Долго носилась идея, что там надо бы сделать сквер. Волосово — город старинный, но фактически не имеет истории. Название произошло от славянского языческого бога Велеса, в древности на этом месте было языческое капище. Но не строить же городские легенды на этих фактах? Тем более, что с "Творческими проектами Кайкино" дружит и сотрудничает православный священник — отец Леонид, настоятель храма Архангела Михаила в селе Бегунцы. Главный архитектор Волосовского района спросил, нет ли у меня скульптуры для их сквера? Подошла одна из работ, которую я делал для выставки в Эрмитаже, — нефигуративная скульптура "Стремление". В итоге живое состояние её формы создало историю сквера.
Хотя обычно делается наоборот. Есть история места, идея архитекторов и местного сообщества, которое находит смыслы.
Но тут получилось, что пластичность скульптуры задала стиль всему пространству сквера: скамейкам, брусчатке, светильникам. Всё смотрится очень органично. Посторонним людям кажется: какой классный сквер, ещё и скульптуру нашли подходящую! Более того, скульптура стала брендом города, преобразив его. "Волосово-то наше вот какое!" — прозрели люди. Кстати, недавно в этом сквере побывали педагоги из коелгинского детского Центра "Радуга". В весенние каникулы они прошли стажировку в арт-усадьбе Кайкино и теперь будут ещё лучше обучать своих ребят.
Представитель предприятия "КоелгаМрамор" Дарья Захарова:
— С профессиональными скульпторами наша компания работает постоянно, но именно в таком формате — впервые. Мы активно поддерживаем развитие культурных проектов и с радостью приняли предложение Виктора Константиновича. Как представитель "КоелгаМрамор" скажу, что нам не хватает соприкосновения с высоким искусством. Наши мастера делают мраморные столешницы, камины, облицовочные плиты и многое другое. Всё это, конечно, красиво, за этим большая трудоёмкая работа, но это уже стало рутиной. Хочется по-новому взглянуть на камень. Отмечу, что Виктор Константинович выбрал коелгинский мрамор не случайно. Скульптор высоко оценил природные свойства этого материала: экологичность, пластичность в обработке, неповторимую текстуру. Закалённый уральским климатом мрамор Коелгинского месторождения обладает высокой устойчивостью к воздействиям природных циклов, капризам природы. Скульптурами из этого материала можно будет любоваться веками. Важно, что благодаря выставкам в музеях работы Виктора Грачёва из коелгинского мрамора увидят настоящие ценители искусства.