Живописный и непредсказуемый: скульптор Виктор Грачёв открывает новые возможности коелгинского мрамора
— Виктор Константинович, скульптуры, которые вы создаёте для выставки в Коелге и других городах, предназначены для открытых пространств или музейных залов?
— Делаю эти работы для музеев, хотя коелгинский мрамор устойчив к морозам и вполне подходит для уличных скульптур. Сейчас для меня важно другое: как можно лучше прочувствовать материал. Я нахожусь в творческом процессе: ищу новые формы, идеи того, как с этим мрамором лучше работать.
Очень предсказуем знаменитый каррарский мрамор. Самая его распространённая разновидность — Ординарио — просто светло-серого цвета. Каррара Статуарио, из которого творили великие мастера, — белый. При этом он самый ценный и дорогой, но труднодоступный и редкий. Коелгинский мрамор, напротив, хорош своей живописностью и непредсказуемостью. Он имеет необычные фактуры, рисунки, разводы, вкрапления: иногда встречаются кусочки кварцита, окаменелости древней морской лилии — криноидеи. В моей пластике всё это очень хорошо смотрится.
У меня скульптура нефигуративная, и такие природные неожиданности здорово работают в плюс: очень оживляют и обогащают простые лаконичные формы. Сейчас я занимаюсь большим рельефом для выставки "Индустрия камня" в Москве. Задача передо мной поставлена интересная. Поскольку рельеф плоский, он близок к картине, но при этом работает как скульптура: изображение меняется в зависимости от угла зрения.
Для рельефа важно освещение. В камнетёсном цехе "КоелгаМрамора", где сейчас моя мастерская, я долго искал точку, в которой свет падал бы так, как надо, — по касательной. Теперь воплощаю в рельефе свои пластические решения. Работы очень много.
— Знаю, что до выставки показывать скульптуры нельзя. Может быть, хотя бы немного приоткроете таинственную завесу? Как экспериментируете с мрамором?
— К примеру, работаю с фактурой, чтобы добиться разного эффекта и показать большие возможности коелгинского мрамора. Что-то я отшлифовал, чтобы подчеркнуть текстуру камня. А где-то сделал поверхность матовой. Этого можно достичь в техниках лощения или старения, то есть искусственного состаривания. Кажется, будто этот камень лежал где-то веками, а потом сам по себе обрёл некую выразительную форму.
Виктор Грачёв в цехе "КоелгаМрамора". Главное для скульптора — свежий взгляд на мир
— Для проекта "Белый мрамор России" вы делаете восемь скульптур. Сколько из них уже готово?
— Сделано более половины, но всё равно время от времени я возвращаюсь к уже готовым скульптурам: что-то уточняю, подчёркиваю, усиливаю акценты. Это живой процесс.
— Наверное, чем ближе выставка, тем короче дни. Каков сейчас ваш рабочий график?
— Работаю в среднем по 10 часов в сутки, практически без выходных. Но в воскресенье позволяю себе более короткий рабочий день.
— Мне кажется, для вас Коелга уже стала вторым домом.
— Отчасти это так. Коелга — очень притягательное место, куда хочется возвращаться снова и снова. Теперь я много думаю о будущем Коелги. Тут очень благоприятная почва для развития культурной среды: уникальное месторождение всероссийского значения, прекрасная природа и люди. Кроме того, есть замечательная школа искусств и Центр развития детского творчества "Радуга".
Когда-то, ещё в эпоху Возрождения, в итальянской Карраре зародился художественный центр мирового значения. Подобное может произойти и на Южном Урале. Коелгинский белый мрамор — великолепный материал для скульптур. И это может серьёзно повлиять на судьбу Коелги: сюда будут приезжать скульпторы, устраивать выставки и мастер-классы. Возможно, как и в Карраре, появится учебное заведение для будущих скульпторов.
Удобно, когда всё сконцентрировано в одном месте: материал, занятия с педагогами, общение с профессионалами. Дизайн, архитектура, скульптура — вот три направления, которые могли бы здесь развиваться. Конечно, я говорю об очень масштабных задумках, для их воплощения нужно несколько десятилетий. Надеюсь, проект "Белый мрамор России" покажет саму возможность такого развития села, заинтересует других скульпторов.
Во всём мире давно говорят о проблеме: люди уезжают из сёл в большие города. Но уже намечается и другая тенденция — встречная миграция из города в сельскую местность. Возможно, если в Коелге появится центр прикладной мраморной скульптуры, уехавшие молодые люди задумаются о возвращении на малую родину, где происходит что-то новое, интересное. Многие коелгинцы положительно воспринимают мою работу здесь, и это внушает надежду на развитие в будущем центра прикладной мраморной скульптуры.
Всё теснее взаимодействие с руководством предприятия "КоелгаМрамор", в их лице нахожу своих единомышленников.
Это с педагогами Радуги после их стажировки
— Виктор Константинович, первая после Коелги выставка скульптур должна была состояться в Государственном историческом музее Южного Урала, но недавно там поменялось руководство. На ваши планы это как-то повлияло?
— Действительно, предварительная договорённость о выставке была с прежним директором Владимиром Богдановским. Когда назначили нового руководителя, нам позвонили из музея и попросили приехать. Момент немного тревожный — вдруг всё отменят? Мы поехали в Челябинск с представителем предприятия "КоелгаМрамор" Дарьей Захаровой и обсудили предстоящие события с новым директором музея Полиной Глинских. Оказалось, она не только за выставку, но и очень рада такому продвижению достоинств Южного Урала. В итоге в музее нас с Дарьей Сергеевной поблагодарили за то, что мы затеяли проект "Белый мрамор России". Региону очень важно находить и поддерживать ценные направления, которые есть в Челябинской области.
- По программе социальной газификации улучшили условия жизни уже более 300 семей Еткульского района
- Архитектор внутреннего мира: школьный психолог Анна Сараева помогает воспитать счастливых детей
- Призывники из Еткульского района отправляются служить
- Добрые сердца приходят на помощь: коркинцы и еткульчане объединились, чтобы поддержать людей в сложных жизненных ситуациях
- Приезжайте в "Журавли" — будете здоровы