
Выставка "Сны о вечном": восемь скульптур из коелгинского мрамора заняли два этажа центра "Эрмитаж-Урал"
Напомним, более года Виктор Грачёв жил в Коелге, создавая скульптуры и вовлекая всё новых и новых людей в проект "Белый мрамор России". Добрался проект и до соседнего Екатеринбурга. Выставкой "Сны о вечном" в центре "Эрмитаж-Урал" открыли сезон 2025 года.
Для Екатеринбургского музея изобразительных искусств "Сны о вечном" стали своего рода экспериментом. Почему? Об этом рассказывает куратор выставки, научный сотрудник сектора отечественного искусства ХХ—ХХI веков, искусствовед Эрна Хисамутдинова.
— Эрна, знаю, что вы собираетесь в Коелгу. Путь из Екатеринбурга неблизкий. Зачем вам это?
— Когда искусствовед работает с материалом хочется представлять, откуда он берётся. В случае с живописью достаточно прийти в мастерскую художника. Со скульптурой всё сложнее: нужно понимать технику создания, особенности материала. Поэтому мне хочется оказаться в Коелгинском карьере, потрогать руками мрамор в необработанном виде. У меня не получилось увидеть самую первую выставку в цехе "КоелгаМрамора", тогда приезжали мои коллеги. Рано или поздно соберусь в Коелгу и я.
— Стала ли выставка "Сны о вечном" заметным событием для музея искусств?
— Да, для нас проведение скульптурной выставки — большая радость и удача. Ранее скульптура чаще всего дополняла живописные выставки. В последние годы это неписанное правило стало нарушаться. Наконец-то музеи начали представлять этот вид искусства самостоятельно. На мой взгляд, это настоящее достижение. Не каждый музей согласится принять двухтонную скульптуру, мы смогли. Благодаря удачному стечению обстоятельств и работе команды всё сложились и случилось!
— Чем интересны скульптуры Виктора Грачёва?
— Это напоминание о том, что скульптура — не всегда классика. Если мы пройдёмся по среднестатистическому художественному музею, скорее всего, встретим скульптурные портреты, анималистку, чтото предметное и понятное. Но большой пласт искусства — это абстрактная скульптура. С начала ХХ века скульпторы начали отходить от классического и предметного в сторону абстракции. Это было обусловлено культурными и социальными преобразованиями того времени. Когда художник начинает делать что-то иначе, — это маркер изменений в обществе. Прекрасно, что сегодня в нашем музее можно показать выставку абстрактных скульптур.
Для меня, как для исследователя, интересно, что все скульптуры, которые Виктор Грачёв представляет, названы неосязаемыми материями: "Ночь", "Шелест", "Эхо". Для их изображения не существует канона. Как в мраморе показать ночь? Очень интересен подход художника к работе с неосязаемым в осязаемом материале.
На открытии выставки
— Как реагируют посетители?
— За ними интересно наблюдать. Дело в том, что выставка "Сны о вечном" размещена не в экспозиционных залах, а в открытом пространстве — атриуме. В залах нельзя громко разговаривать, трогать руками экспонаты. Но есть в музее более демократичные места, где можно посидеть и что-то обсудить, зарядить телефон и даже выпить кофе (кофейня неподалёку). Это те структуры, которые делают музей средой обитания. Сюда и помещены объекты искусства. Увидев их, посетитель бывает несколько сбит с толку, он начинает всматриваться, обходить со всех сторон. Через большие окна атриума на скульптуры падает дневной свет. И те, кому повезёт оказаться в музее в это время, заворожённо и долго смотрят на светящийся мрамор, а потом — безостановочно фотографируют. Такую реакцию людей наблюдаешь из раза в раз. Такой трюк по отношению к зрителю — жест доверия. Мы помещаем скульптуры туда, где люди ничем не ограничены. Иногда вижу, что очень хотят потрогать скульптуру руками, но сдерживаются.
— Через мраморный портал никто не пытался пройти?
— Когда монтировали скульптуру "Портал", такое опасение было. Но я верила в сознательность посетителей и не ошиблась! Никто не попытался даже залезть на постамент. Возможно, помогло то, что рядом с "Порталом" мы поставили мраморные "пуфики". Они дают возможность прикоснуться к камню, ощутить его холод. Важный момент. Сколько бы мы ни говорили посетителям, что экспонаты нельзя трогать руками, такое желание есть у всех. Это естественная потребность людей. Помимо зрения всегда хочется подключить ещё и осязание.
— "Сны о вечном" — как раз мультидисциплинарный проект: в нём и изобразительное искусство, и музыка, и видеоарт. Посетители это оценили?
— Когда в процессе подготовки выставки Виктор рассказал о 3D-мультфильме о создании "Портала", который будет ещё и сопровождать необычная музыка, как искусствовед, я приняла это с радостью. Позже увидела, как хорошо восприняли эти формы взаимодействия посетители.
— Давайте напомним читателям, что "Портал" от других скульптур отличается не только весом и размером, но и конструкцией. Он состоит из 24 элементов.
— Далеко не все зрители могли увидеть процесс монтажа скульптуры. Для многих не понятно, когда на этикетке музейного экспоната написано: "Мрамор, сталь". Видеоинсталляция показывает, как собраны детали скульптуры, как соблюдается равновесие. В это время звучит трек композитора электронной музыки Романа Хайруллина, написанный к "Порталу". Музыку к другим скульптурам зрители могут услышать, отсканировав QR-код. Воспроизводя треки, студенты комментируют: "О, классная музыка! Как бы её скачать?"
Монтаж скульптуры
— Эрна, до этой выставки вы знали о коелгинском мраморе?
— Знала только то, что в Челябинской области тоже добывают мрамор. На каждой экскурсии можно спрашивать екатеринбуржцев, все они назовут Мраморский карьер в Свердловской области. Про Коелгу знают только архитекторы, скульпторы, камнеобработчики. На Полевском карьере добывают серый мрамор, на Мраморском — белый, но с серым оттенком. По словам Виктора Грачёва, белый коелгинский мрамор очень похож на знаменитый каррарский. В этом задача скульптора — показать миру, что в России тоже есть прекрасный мрамор.
— Какие скульптуры из экспозиции больше всего понравились?
— Не могу выбрать. Возможно, убедила себя этого не делать, чтобы не потерять объективности взгляда. Для анонсов мероприятий выбрали "Равновесие" и "Пересечённую местность" (мне нравится, как там падает тень). Но, по сути, скульптуры равноценные. Очень грустно, что скоро с этим проектом придётся расстаться. Если бы была возможность, моё личное желание — продержать выставку в течение года. Видеть скульптуры при весеннем свете — это одно. Осенью будет другое восприятие. Как выставка ощущается, когда на улице холодно и снежно? Это очень интересно.
— Вероятно, к вам что-то ещё вернётся? Ведь проект "Белый мрамор России" предполагает, что каждая из скульптур в итоге окажется в одном из государственных музеев России.
- Юные таланты Еткульского района почтили память героев театральными постановками
- Еткульский район чтит героев войны
- Учащиеся Погорельской начальной школы посетили исторический парк "Гардарика"
- Выставка "Сны о вечном": восемь скульптур из коелгинского мрамора заняли два этажа центра "Эрмитаж-Урал"
- Герои войны и сказочные приключения: в Библиополисе прошла масштабная "Библионочь-2025"