с. Еткуль 11 ноября 2025
Баннер
Вы здесь: Главная > Новости > Общество > Грейдер - его стихия: Рамазан Шарафутдинов о своей работе и Дне работников дорожного хозяйства
 Грейдер - его стихия: Рамазан Шарафутдинов о своей работе и Дне работников дорожного хозяйства

Грейдер - его стихия: Рамазан Шарафутдинов о своей работе и Дне работников дорожного хозяйства

19 октября в России отмечали День работников дорожного хозяйства. Корреспондент "Искры" пообщалась с тем, кто знает, что такое спецтехника не понаслышке.

Рамазан Шарафутдинов приехал на интервью в редакцию на грейдере. Честно сказать, мы на это и рассчитывали! Огромный грейдер, внушающий трепет как участникам дорожного движения, так и обычным прохожим, остановился на центральной площади, оттого смотрелся ещё более величественным.

 

Не знаю, есть ли люди, равнодушные к спецтехнике. Я хоть и мало понимаю в специфике дорожных работ, при случае с удовольствием наблюдаю за тем, как ровняют площадки, копают ямы, укатывают асфальт. В этих машинах совершенно точно есть определённый магнетизм — огромные, с большим количеством рычагов и навесным оборудованием. В противовес этому — маленький человек за рулём, который так легко управляет сложной техникой.

 

Рамазан Мухаметгалиевич (в народе Роман Михайлович) немногословен. Он то и дело поглядывает на часы — его ждут в Новобатурино. Путь неблизкий, тем более на таком транспорте.

 

— Расскажите о вашем профессиональном пути.

— Мой отец всю жизнь работал на тракторе, за ним последовал брат. Сначала я был шофёром грузовой машины в совхозе, а потом пересел на трактор МТЗ и проработал на нём 13 лет. В 2007 году стал работать на грейдере. И вот уже 18 лет предан этой машине.  С 1984 по 1986 год я был участником боевых действий в городе Баграм (Афганистан). Там был водителем бронетранспортёра.

 

— С какими сложностями столкнулись, когда начали работать на грейдере?

— Для работы с серьёзной техникой, будь то грейдер или экскаватор, надо иметь определённый склад ума, не каждому это дано. У меня было большое желание научиться, я приложил много усилий, чтобы сообразить, что и как работает. Очень важна внимательность — надо и назад посмотреть, чтобы никого не задавить, и по сторонам, успевать следить за проводами и трубами. От этого и идёт основное напряжение, морально устаёшь. А вот рычаги и педали уже по инерции нажимаешь.

В МУП "Еткульский", где я работаю с февраля этого года, появился новый грейдер с автоматической коробкой передач, будет немного легче. Осталось сделать страховку, и пересяду на него. А этот грейдер уедет в Еманжелинку.

 

 

Роман Михайлович — один в Еткульском МУП имеет допуск к управлению грейдером

 

 

— Сильно шумно в кабине?

— Да, поэтому машинисту выдают наушники. Вечером, после работы, иногда в ушах звенит от тишины. Непривычно после шума в кабине грейдера.

 

— Сколько по времени добираетесь до объектов?

— До Печёнкино еду 15–20 минут. На дорогу до Писклово уходит полтора–два часа.

 

— Какую максимальную скорость может развить грейдер?

— 25–30 километров в час. Привыкаешь к низкой скорости, так проще следить за дорогой, да и грейдер не предусмотрен для быстрой езды. Как говорится: тише едешь — дальше будешь.

 

— У вас сменный график?

— Работаю в основном по звонку. Если есть работа, то меня вызывают. Но, конечно, всё зависит от сезона. Если идёт снег, выезжаю в три или четыре часа ночи, нужно чистить дороги, чтобы люди с утра могли добраться до работы. Это, конечно, тяжело, особенно учитывая, что я один в организации имею допуск. Можно сказать, что зимой я чаще бываю на работе, чем дома.

 

— Чем занимаетесь в свободное время?

— Я живу в Назарово в своём доме. Так что помимо работы дел хватает.

 

— Какие виды дорожных работ вам больше нравятся?

— Люблю щебень разглаживать перед укладкой асфальта. Нравится профилировать дороги, это тонкая работа.

 

— Бывают поломки от большой нагрузки?

— Часто выходят из строя бортовые редукторы на колёсах. И ножи требуют своевременной замены, от них зависит качество проделанной работы. Радует, что двигатели хорошие, неприхотливые.

 

— Бывает такое, что жителям не нравится, как почистили снег или разровняли дорогу?

— Мне хочется всем угодить. Иногда люди выходят из дома, просят помочь. Если есть возможность, стараюсь помогать старикам, протолкнуть снег подальше, чтобы им проще было расчищать. Но на всех, конечно, не хватает времени. Зимой мы работаем в паре с трактором. На грейдере я сначала счищаю основные завалы снега, следом МТЗ зачищает перекрёстки. Тротуары чистит маленький трактор. Есть и те, кто жалуются на бортики снега на дороге или сетуют, что я долго не приезжаю. Но что поделать, когда снегопад сильный, работы очень много, не всегда успеваешь к утру почистить.

 

Роман Михайлович с удовольствием рассказал и показал, как устроен грейдер. Для того чтобы почистить снег, достаточно включить в работу только средний отвал, а для выравнивания щебня одного отвала будет недостаточно, нужно работать и передним, и средним. В кабине помимо основного рычага для переключения скоростей есть ещё рычаги переключения передач, управления подачей топлива, смещения центра тяговой рамы и рычаги управления отвалами.

 

Наш герой с лёгкостью взобрался по ступеням грейдера, чтобы сесть в кабину, и после короткой фотосъёмки отправился в путь — ровнять обочины в посёлке Новобатурино. У такой техники в любое время года найдётся работа.

Автор: Юлия Бородина
Фото: Юрий Зеленин / Редакция газеты "Искра"