с. Еткуль 04 декабря 2024
Баннер
Вы здесь: Главная > Новости > Закон и порядок > В Челябинске открылась долгожданная выставка скульптур из коелгинского мрамора
В Челябинске открылась долгожданная выставка скульптур из коелгинского мрамора

В Челябинске открылась долгожданная выставка скульптур из коелгинского мрамора

На торжественном открытии побывала корреспондент "Искры" Марина Морозова. +0

Постоянные читатели "Искры" знают, что мраморные фигуры (их восемь) изваял петербургский скульптор Виктор Грачёв. А проект "Белый мрамор России" вовлёк в созидательный процесс сотни людей. Многие из них стали гостями и действующими лицами челябинской выставки.

 

На открытие, состоявшееся 1 ноября, приехали представители ООО "КоелгаМрамор" во главе с генеральным директором Иваном Чеботарёвым, коелгинцы и еткульчане, в их числе глава Еткульского района Юрий Кузьменков и глава Коелгинского поселения Елена Бевзенко. Заинтересовала выставка представителей министерств промышленности и культуры, компании Челябинскнедра, председателя челябинского отделения Союза художников России, челябинских архитекторов, преподавателей и студентов ЧГИК и института искусств им. Чайковского. Они и другие гости также стали участниками вернисажа.

 

— У нас получилась мультидисциплинарная идея, — говорит Виктор Грачёв от имени некоммерческой организации "Творческие проекты Кайкино" из Ленобласти. — На "КоелгаМраморе" с удовольствием откликнулись на наш проект "Белый мрамор России", развивающий и само предприятие, и скульптуру в целом.

 

Один из моментов открытия. На переднем плане — руководитель "Творческих проектов Кайкино" Ольга Грачёва​ |  Фото: Андрей Боричевский

 

К проекту привлекли композитора электронной музыки Романа Хайруллина. Он приехал на завод со специальным, очень чутким звукозаписывающим оборудованием, а затем создал из шумов музыкальные треки.

 

— Я пригласил Романа себе в помощь, — пояснил Виктор Грачёв. — Прежде всего, это очень хорошая аналогия. Я беру мраморную глыбу и, можно сказать, из хаоса, из белой массы делаю скульптуру, состояние формы. Так же и Роман: взял хаотичные звуки и написал из них музыку. Это очень наглядно объясняет, что такое нефигуративное искусство.

 

Именно в этом стиле работает скульптор. Ранее довольно долго он занимался фигуративным искусством: одну за другой лепил реалистичные исторические миниатюры, которые пользовались успехом. Но однажды понял, что хочет чего-то большего: искать, развиваться. Резкий поворот от реализма к нефигуративной скульптуре случился около 15 лет назад. Виктор Грачёв признаётся, что с годами всё больше осознаёт бездонность этого направления: постоянно можно находить что-то новое.

 

— Главное — передать состояние, добиться, чтобы мрамор зазвучал, стал динамичным, подвижным, — объясняет скульптор.

 

 

Преподаватели и студенты ЧГИК признались Коелге в любви. Несколько месяцев будущие режиссёры снимали фильмы о тружениках "КоелгаМрамора" и жителях села  |  Фото: Андрей Боричевский

 

 

Первая выставка его работ прошла прямо в цехе "КоелгаМрамора". Выглядело это очень современно и завораживающе. Некоторые заводчане удивлялись: как мрамор может быть таким? Каждый день на производстве делают слэбы, параллелепипеды, даже фигуры и резные орнаменты, но тут камень приобрёл живые формы! Если вы побывали на той, первой августовской, выставке, стоит посетить и вторую.

 

В музейном зале минималистичные и выразительные скульптуры выглядят несколько иначе. Они же живые! Им меняют освещение, контрастный цвет тёмных стен. Впечатление дополняют и новые звуки — заводские шумы, превращённые в музыку. Здесь же, за стёклами витрин, — история "КоелгаМрамора" в редких фотографиях, документах, горнодобывающем оборудовании, даже кернах (цилиндрических столбиках, которые получаются при бурении породы).

 

Среди экспонатов — орден преподобного Сергия Радонежского. Эту награду Русской православной церкви вручили генеральному директору ЗАО "КоелгаМрамор" Ивану Андреевичу Чеботарёву в 1999 году. Однако в зале вы не найдёте "Портала", который был центром заводской экспозиции. Для трёхметровой скульптуры потолок в музее оказался низковат. Зато "Портал" великолепно вписался в фойе у центрального входа, будто и был тут всегда. У этого загадочного арт-объекта останавливаются посетители — мимо такого пройти невозможно!

 

Заинтересованный разговор. Иван Чеботарёв с директором музея Полиной Глинских |  Фото: Андрей Боричевский

 

 

В экспозиции есть скульптуры, высеченные из цельных блоков, есть смоделированные из фрагментов (для удобства транспортировки). Например, "Портал" состоит из 24 частей. Все скульптуры в 42 ящиках перевезли и установили в музее специалисты "КоелгаМрамора" Николай Смирнов и Александр Бабкин. Ролик об этом процессе есть на сайте музея. В середине января скульптуры ожидают новый переезд, на этот раз в Екатеринбург. Далее, после экспозиции в центре "Эрмитаж-Урал", планируется ещё несколько выставок в крупных городах, финальные — в Москве и Санкт-Петербурге.

 

О свойствах коелгинского мрамора хорошо осведомлены архитекторы и строители, которые работают с этим материалом. Россиянам пора побольше узнать и о художественной ценности этого материала. "Чтобы другие скульпторы подумали: "Надо же. Давайте-ка и мы попробуем!", — предполагает Виктор Грачёв.

 

Он надеется, что со временем Коелга станет местом притяжения для ваятелей со всей России, в селе появятся художественные мастерские. Ведь работать с мрамором рациональнее вблизи от месторождения — уникального и единственного в своём роде.

 

— Коелгинский мрамор — бренд Южного Урала, о котором нужно знать и говорить, — согласна директор государственного Исторического музея Южного Урала Полина Глинских.

 

Виктор Грачёв дал много интервью разным изданиям и телеканалам   |  Фото: Андрей Боричевский

 

Выставка "Белый мрамор России. Коелга" уже стала частью акции "Ночь искусств". Виктор Грачёв провёл творческую встречу со студентами ЧГИК, экскурсии для ребят из художественных школ. Думаю, всем жителям Еткульского района надо увидеть выставку своими глазами. Обязательно берите с собой детей и внуков, ведь ничто так не воспитывает, как созерцание искусства.

 

По своему опыту скажу, что экспозиция "Белый мрамор России. Коелга" — место с хорошей аурой, откуда не хочется уходить. Приятные бонусы для юных посетителей — удобные и очень стильные мраморные скамейки, на которых можно сидеть сколь угодно долго. А электронную музыку из заводских шумов дети услышат, наведя смартфон на QR-код.

Автор: Марина Морозова
Фото: Андрей Боричевский