Поменявшись местами
Но непросто понять и нам учителей — как полноценно увидеть все тонкости преподавательского труда со стороны? Только поменявшись местами!
Первое упоминание о школьном самоуправлении относится к ХVI столетию. Тогда в г. Гольдберге работала латинская школа, которой руководил Валентин Тротцендорф. Он использовавал в воспитательных целях специально организованное им школьное самоуправление. Так постепенно методика дошла до наших дней, немного изменившись.
Сегодня День самоуправления — прежде всего, замечательный праздник, который вносит разнообразие в школьную жизнь. Он позволяет ученикам осознать некоторые тонкости педагогики, способствует формированию чувства ответственности.
В нашей школе Дни самоуправления проводят ежегодно, накануне Дня учителя. 4 октября я и сама стала таким «учителем на день» в начальной школе нашего села Еткуль. Придя пораньше, я стала ждать своих учеников. Наверное, это был самый волнительный момент. Как это произойдёт? Как их нужно встретить? С какой интонацией говорить? Вроде бы материал, который мне предстояло объяснить, был разобран и выучен заранее, все презентации просмотрены на несколько сотен раз, а скороговорки для улучшения дикции и голоса сказаны, кажется, целый миллиард раз.
Но мои переживания оказались напрасны! День прошёл прекрасно, а дружелюбный 1в встретил своего "нового" учителя с распростёртыми объятьями. Уроки, что я провела, навсегда останутся в моей памяти. А особенно запомнятся мои ученики своими искренними эмоциями — от улыбок до небольших капризов. Всё, что я говорила, ребята внимательно слушали. Хочу отметить, что они большие молодцы, практически не отвлекались и по-настоящему вникали в непростые для них темы.
Я неслучайно выбрала именно 1в. Их классный руководитель Алёна Игоревна Лосюк — моя родная старшая сестра. Вместе с ней я смотрела первые списки детей летом, помогала раскладывать цветы после Дня знаний. Благодаря ей я увидела, какие трудности и обязанности есть у учителей даже за пределами школы. Многочисленные тетради (да, даже в первом классе), подготовка к каждому уроку, репетирование речи — всё это выполняют педагоги дома или в школе после окончания уроков. Это ещё больше помогло понять, что путь учителя — непростой, порой даже изматывающий. Поэтому так важно ценить его каждому школьнику, студенту, родителю — всем, кто когда-то учился в школе.
В этот важный день сестра была со мной, это придавало уверенности перед толпой первоклассников. Она одаривала меня одобрительным взглядом, кивком, что будто заряжало, придавало энергии. Время пробежало незаметно. Кажется, вот только начались уроки, а уже прозвенел звонок с последнего урока, и пришло время прощаться.
После этого я задумалась о важности образовательного процесса, сделала вывод, что основная цель любой педагогической деятельности — прежде всего, раскрытие потенциала ученика и формирование личности, готовой к жизни в условиях быстро меняющегося мира, полного конкуренции.
2016 год. 1б класс. Урок ведёт ученица 11б класса Алёна Лосюк
Идя по коридорам начальной школы, я вспомнила себя в том же возрасте, что и мои "однодневные" ученики. Это было восемь лет назад. 1б класс. Кабинет № 6 рядом со столовой. День самоуправления. К нам в класс входит взрослая, особенно для нас, первоклассников, улыбчивая девушка, ученица 11б класса. Начинается урок русского языка, и она, представившись Алёной Игоревной, начинает рассказывать нам о букве "Н" на примере сказки "Никита Кожемяка".
Да, это была моя 17-летняя сестра. Моя радость тогда была непередаваемой. Я поднимала руку на все вопросы, независимо от того, знаю ответ или нет. Я была очень горда, что моя сестра, как настоящая учительница, ведёт урок именно в моём классе. А та выпускница, спустя годы, и правда стала настоящей учительницей и в предпраздничный день стояла в школьном коридоре, принимая поздравления от учеников и коллег.
В этот день многим школьникам удалось побывать на месте учителей, в том числе моим одноклассникам из 9г. Они поделились со мной впечатлениями от проведения уроков:
Виктория Брюханова: "Очень понравилось чувствовать себя в роли учителя, взаимодействовать с ребятами. Класс был хороший, спокойный и послушный. Особо не переживала, ведь готовилась к уроку заранее".
Дарья Емельянова, Елена Соколова: "Мы вели урок обществознания у 8 класса. Нас предупредили, что класс не очень послушный, из-за этого немного переживали. Но всё прошло хорошо. Ребята выполняли все задания. Мы остались довольны, думаем, наши ученики тоже".
Даниил Останин: "Побыть учителем один день — очень интересный опыт. На этой "должности" время не тянется часами, как кажется ученикам, а летит как несколько секунд. Было очень увлекательно, мне понравилось".
Ксения Кривенко: "Впервые в своей ученической жизни я участвовала в Дне самоуправления с "обратной" стороны. Это был классный опыт. Считаю, что это превосходная идея — дать ученикам почувствовать себя учителями. На удивление, все ученики нашего 5б класса нас внимательно слушали".
Кто знает, возможно, в будущем кто-то из ребят, которые провели в тот день уроки, станет настоящим педагогом, а профессия учителя — их призванием.