Герой нашего времени
Боевой путь начался от коркинского военкомата. Вместе с другими мужчинами Александр прибыл сначала в Екатеринбург, где вчерашние гражданские люди учились "жить" по-новому. Военным раздали одежду и оружие, номер которого прописывается в военном билете. Затем мужчины вылетели в Ростов-на-Дону.
Первая военная точка у Александра была в городе Сватово. "Ява" рассказал нам, что в первую ночь бойцы ночевали в небольших углублениях в земле, чтобы только "сравняться с землёй". А уже утром начали делать большие и более безопасные окопы и ждать приказов командования.
На задания наш герой шёл с мыслью: "Я принял присягу. Есть приказ и его нужно выполнять любой ценой".
Мы задали Александру Каримову разные вопросы. На каждый он отвечал развёрнуто и подробно. С сокращениями публикуем его воспоминания о службе.
— Какие обязанности у вас были в зоне СВО?
— Изначально я был помощником пулемётчика. Пулемётчик — моя армейская специальность. Такая же специальность была у моего товарища, мы решили работать вместе — так легче. Я был его помощником. Затем, так сложились обстоятельства, стал заместителем командира взвода.
— Что для вас было самым страшным?
— Когда стреляет танк. Однажды танк стоял всего в шести–восьми километрах от нас. Выстрел танка имеет очень неприятный и специфичный звук, который ни с чем не спутать. На принятие решения "куда укрыться?" у нас есть всего две секунды. Если ты не слышишь, как летит снаряд, но услышал его выход — он летит в тебя. Это значит, что нужно бежать очень далеко и быстро.
— Что вас мотивировало, спасало в стрессовой ситуации?
— Я всегда мыслил адекватно, "холодной головой". Понимал, что делать самому, и говорил более эмоциональным товарищам.
— Был ли у вас талисман на службе?
— Моими талисманами были крестик, фотография жены с пожеланиями и соль в мешочке, как оберег. Всё это всегда находилось со мной.
— Мы знаем, что вы получили орден Мужества. Расскажите, за что именно?
— Я просто делал свою работу. Делал то, что должен был и что умел.
— Знакомо ли вам чувство фронтовой ностальгии?
— Да. Осталось ощущение, что ты что-то не доделал, как будто остановился на полпути… Если бы моё ранение было лёгким, я бы вернулся "за ленточку". Но, к сожалению, я физически не могу этого сделать.
— Когда в стране была объявлена частичная мобилизация, многие покинули Родину. Как вы относитесь к этому?
— Сам я никогда не прятался, но таких людей стараюсь понять. У всех были разные ситуации и причины. У кого-то должен был родиться ребёнок, кто-то дом достраивал, а тут приходит повестка. У людей есть определённые страхи, они боятся. Отношусь к этому спокойно до тех пор, пока "уехавшие" и "откосившие" не начинают высказываться негативно про СВО и наших военнослужащих. Тогда я задаю вопрос: "А почему же тогда вы не пошли? Зачем уехали?"
— Какие специальности востребованы на фронте?
— Все военные специальности, которые есть, востребованы. Сейчас появилась и новая специальность — оператор БПЛА. Думаю, в ближайшее время добавятся целые части или отдельные роты таких специалистов.
— Какие бытовые условия "за ленточкой"?
— Сначала, когда мы только приехали, у нас особо ничего не было. Все наши бытовые условия — влажные салфетки и питьевая вода, которую мы очень экономили. Мы сами готовили еду. Были и сухие пайки. А однажды мы нашли продуктовый склад, оставленный другими ребятами, после этого "зажили" (улыбается — ред.).
— Как военнослужащие переносят трудности, связанные с климатическими условиями?
— Скажу сразу — было тяжело, но мы справлялись, находили выход. Так как мы приехали на СВО осенью — было много грязи, везде слякоть. Все реагировали по-разному, например, расстраивались из-за мокрой одежды. Не все были готовы к трудностям, это понятно. Когда мы зашли в Сватово — стало легче: мы могли в город сходить, купить продовольствие, приезжала передвижная баня. А на передовой — счастье просто зубы почистить.
— Какие советы можете дать добровольцам?
— Самый главный совет — чтобы себя берегли. Чтобы были аккуратны при выполнении приказа. Сейчас очень тяжело ребятам из-за большого количества дронов.
— Какие черты характера мальчикам — будущим защитникам Родины — нужно воспитывать в себе?
— Смелость, дух братства. Чтобы было меньше страха, больше товарищества. И один в поле воин! Но когда вы вместе и каждый чётко знает и выполняет свою задачу, всё проходит легче.
— Как дети и подростки могут помочь участникам СВО?
— У нас в Еткуле есть места, где все желающие, даже школьники, могут помочь плести маскировочные сети, шить подушки, делать окопные свечи и другое. Также дети могут писать письма солдатам. Уверяю, они доходят до адресата! Поверьте, военным это важно.
У меня до сих пор хранятся несколько таких писем. И вот ты, вроде бы грозный боец, читаешь письмо, и такие тепло и забота идут от него, что слёзы наворачиваются на глаза. Такой духовный подъём после этого чувствуешь! Пропадает страх, ты понимаешь, для чего здесь и за кого борешься. Снова и снова осознаёшь, что подвести тех, кто у тебя за спиной, не можешь.
Наши военные заслуживают того, чтобы о них говорила и знала вся страна. С огромным риском для себя бойцы вытаскивают раненых товарищей, ночуют в окопах, и всё ради того, чтобы дети и взрослые жили под мирным небом. Мы должны сделать всё, что в наших силах, чтобы помочь отважным военным. Ведь пока мы сидим в тёплой квартире, наши папы, братья или дедушки воюют далеко от дома. Им очень важно получать тепло, поддержку даже на расстоянии и знать, что они находятся там не просто так, а дома их очень ждут любимые и родные люди.