с. Еткуль 29 апреля 2025
Баннер
Вы здесь: Главная > Проекты > Искристые мысли > Оптимистичная Елизавета
Оптимистичная Елизавета

Оптимистичная Елизавета

Жена первого редактора газеты "Искра" рассказывает о себе, своём муже и 60-летней любви к "Искре".

В эти апрельские дни газета "Искра" отмечает 90-летний юбилей, а старейшая работница Еткульской типографии Е.Ф. Ефремова — 85-летие со дня рождения. К тому же Елизавета Филимоновна — жена первого редактора нашей газеты Семёна Михайловича Ефремова. Так что разговор касался и этого периода жизни нашей героини.

 

Взрослое детство

Когда Лиза пошла в первый класс начальной школы, которая находилась в селе Рождественка Увельского района, умерла её мама. Все заботы о младшем трёхлетнем брате и доме легли на её детские плечи.

 

— Я и варила, и стирала, и убирала в доме, — вспоминает Елизавета Филимоновна то трудное послевоенное время. — Отец всегда находился на работе. Было очень голодно и холодно. Помню, выделили нам в помощь от школы ведро мороженой картошки. Сварили мы — получилось сладкое месиво...

 

Четыре класса окончила, дальше надо было ездить в школу в соседнюю деревню за семь километров. Возили нас на быке. Зимой, бывало, бык тащит сани, а мы бежим рядом, чтобы не замёрзнуть — одежонка-то на всех дырявая да лёгкая. После Нового года отец сказал: "Всё, хватит учиться. Шерсть есть, садись и пряди, в доме, на огороде работы полно".

 

Отец — это не мать, не пожалеет... Трудно даже представить, что пришлось вынести маленькой девочке, но моя собеседница рассказывает о прошлом со свойственной ей озорной улыбкой. Весёлая была девчонка, печали никогда не поддавалась! Вместе с другими подростками выращивала для колхоза рассаду кукурузы, а затем высаживала её в поле. Работала зимой на заготовке дров для отопления детского сада. Во время посевной стояла на прицепе, разбрасывала семена пшеницы. Пасла коров на лошади, которую сама умело запрягала...

 

— И не только запрягала, — улыбается Елизавета Филимоновна, — но и скакала на ней. Особенно любила промчаться галопом. Как пришпоришь кобылку, у неё хвост развевается по ветру, у меня — длинные волосы... Я бы и сейчас села на коня!

 

Но это, конечно, только мечты: ноги болят, спина, давление скачет... Жаль, не было тогда фотографа, живописный бы получился снимок: хрупкая девчонка в ситцевом платьице скачет верхом по полю, усыпанному душистой травой!

 

Годов с пятнадцати Лиза начала работать на ферме. Первое время помогала старшей сестре или заменяла ушедших в отпуск или отсутствующих по разным причинам доярок. А потом бригадир, заметив, что девчонка не отстаёт от старших, сказал: "Всё, Лиза, принимай группу. Будешь работать самостоятельно".

 

— Ну я и впряглась! — смеётся Елизавета Филимоновна. — Два года доила коров, в группе было по 12–14 голов. О доильных аппаратах тогда можно было только мечтать, всё делали вручную: и за вымя дёргали, и корма раздавали, и воду с колодца в колоду вёдрами наливали.

 

Замуж за корреспондента

— А как сложилась ваша судьба потом?

— А потом я вышла замуж за корреспондента газеты. Это был Семён Михайлович Ефремов, работавший в начале шестидесятых годов прошлого века редактором газеты "Искра" Еткульского района.

 

В связи с этим захотелось узнать, каким он был человеком, как относился к работе, ведь свидетелей того периода уже нет на этом свете. А тут жена, как ей не знать о своём муже?

 

— Ну, редактором Семён стал не сразу, — углубляется в воспоминания моя собеседница. — Поначалу он работал ветврачом после окончания Троицкого ветеринарного техникума и одновременно сотрудничал с районной газетой Октябрьского района. Пописывал заметки о животноводах да полеводах. Как-то приехал к нам на ферму на своём ходке (небольшой повозке), чтобы собрать материал об одном из животноводов-передовиков (не помню уж, о ком). Приехал раз, два, три... Вижу, на меня чаще других посматривает, но молчит. А потом заявился вместе с братом и отцом меня сватать, причём в 12 часов ночи!

Долго они сидели за столом, обсуждали, я уж заснула. Потом чувствую, кто-то меня по голове гладит, это был Семён. Утром увёз он меня к себе в Писклово. В колхозе в качестве приданого мне дали семь мешков пшеницы... Не смейтесь, это было значимо в то время! Вскоре Семёна приняли в штат редакции "Октябрьской искры".

 

 

Редкое фото коллектива типографии. 1969 год. Елизавета Ефремова — внизу слева

 

 

Первое время Лиза жила в Никольском, где параллельно работе училась в вечерней школе, окончила там шестой, седьмой и восьмой классы. Сдала экзамены и поехала к Семёну (он снимал комнату в селе Октябрьском). Потом редактор вызвал Семёна, говорит: "Грузите вещи! Даём вам квартиру!"

 

Лиза устроилась нянечкой в детский сад, через некоторое время её позвали в типографию, где требовалась ученица наборщика.

 

— Так началась моя типографская биография! — говорит Елизавета Филимоновна. — А Семён поступил на заочное отделение факультета журналистики Московского университета. Выучился, его назначили редактором еткульской "Искры". Мы переехали в Еткуль, я, уже обученная, была принята в штат типографии.

 

— Семён Михайлович любил свою работу?

— Он в редакции пропадал с утра до позднего вечера. Домой ещё часто приносил бумаги, всё что-то писал, правил. Любил газету. Отдавался ей сполна. И постоянно учился на разных курсах, семинарах. У нас родилась дочь Елена, но (так, к сожалению, бывает) вскоре наши жизненные дороги разошлись. Дальше я растила дочь одна. Мы и сейчас с ней живём вместе в двухкомнатной квартире-хрущёвке, выделенной в своё время Семёну как редактору газеты. Человек он был непрактичный, требовать что-то для себя не умел.

 

Семён Михайлович Ефремов

 

 

Буковка к буковке

О своём еткульском типографском братстве Елизавета Филимоновна уже рассказывала на страницах "Искры" восемь лет назад. В 1965 году в редакции газеты "Искра", получившей статус самостоятельной, формировался штат корреспондентов, вёлся набор работников типографии, для которой выделили помещение, где сейчас находится краеведческий музей. А редакция в те годы располагалась в одной из комнат бывшей гостиницы (дом, расположенный рядом с районной администрацией).

 

— Коллектив типографии был в основном женский, — продолжает рассказ Елизавета Филимоновна, — а в редакции работали одни мужчины. Работа в типографии ручная, грязная, руки вечно в чёрной краске. Помню, заглянул как-то к нам главврач районной больницы Виктор Филиппович Третьяков бланки заказывать, удивился: "Как вы такие буковки видите?" А их надо было не только видеть, но и в зеркальном отражении собрать! Так что, отработав двадцать лет, что в два раза больше льготного стажа, я уволилась из типографии.

 

1973 год. Коллектив типографии. Елизавета Ефремова — в нижнем ряду в центре

 

 

Но на этом трудовая деятельность не закончилась. Сидеть без дела — не в характере Елизаветы Филимоновны. Вначале она работала в системе соцстрахования, а затем, уже будучи на пенсии, — социальным работником (десять лет ухаживала за бабушками). А сейчас сама Елизавета Филимоновна и её дочь находятся под опекой соцработника, которая приносит им необходимые продукты, товары, оказывает услуги.

 

— Но я сдаваться не собираюсь, — бодро говорит моя героиня. — Любимую газету попрежнему выписываю и читаю уже 60 лет. Как мне дорого всё, что связано с "Искрой" и типографией! Газете желаю не стареть, своим бывшим коллегам — здоровья и бодрости духа.

Автор: Галина Огонькова
Фото: из архива Е. Ефремовой