Соседское братство
Огонь лишил дома
— С ожогами левой части тела меня увезли на скорой вначале в больницу города Еманжелинска, а затем в ожоговый центр Челябинска, где сделали пересадку кожи с ног на руку, — рассказывает Надежда Михайловна Фукс, жительница Еманжелинки. — А я после освобождения из огня даже не чувствовала боли. Ещё бегала по двору, собирала птиц, отвязывала собак. Видать, в таком была шоке!
В больнице женщина пролежала целый месяц. А когда вернулась, пепелище было уже очищено. Соседи Валеевы вывезли с него десять огромных машин мусора. Было это год назад, сейчас на месте пожарища стоит новенький дом — небольшой, но очень ладненький. Территория вокруг ещё не облагорожена, но разве это проблема?
Не просто соседи — родные люди
Игорь и Марина Валеевы переехали из Челябинска в Еманжелинку пятнадцать лет назад, купив наискосок старенький дом. А дружба с Надеждой Михайловной завязалась три года назад, когда у неё трагически погиб сын Миша. Сейчас они — не разлей вода.
— Эти последние годы были для меня очень тяжёлыми, — продолжает рассказ Надежда Михайловна. — Один за другим ушли из жизни муж, затем сыновья-двойняшки. И всегда рядом со мной находились Игорь с Мариной, а ещё Тамара Томина — дочь друга нашей семьи.
Когда Надежда Михайловна вернулась из больницы, вопроса о том, где ей жить, не возникло — приютить готовы были и Валеевы, и Тамара, и родственники, обосновавшиеся в разных концах страны. Но решающим было слово Тамары.
— Никому я тебя, тётя Надя, не отдам! — сказала та и дала ей ключ от своего дома. — Живи, я только рада. Я без тебя не могу!
Помощь со всех сторон
— А потом сели мы все вместе и стали думать, что делать дальше? — улыбается Надежда Михайловна. — Игорь с Мариной уже в течение пяти лет рядом со своим старым домом строят новый. Завели с трудом под крышу. Но видя, как я переживаю, они забросили своё строительство и решили возводить дом для меня. Удивляетесь? Такие вот они люди! У Игоря есть бетономешалка, мы стали своими силами делать фундамент. Копошились круглые сутки, как муравьи!
Большую поддержку оказал начальник районного управления социальной защиты населения Валерий Буров. Именно он помог найти спонсора, им оказался директор одного из челябинских заводов Олег Егорович Андреев. Вскоре от него пришла партия пеноблока на весь дом. Затем Игорь доставил из Фёдоровки пять плит перекрытия. Когда подняли дом под крышу (всё делали своими руками!), Надежда Михайловна с Тамарой поехала к спонсору, чтобы поблагодарить за помощь.
— А что вам ещё надо? — спросил Олег Егорович.
— Нам бы крышу покрыть... — обмолвилась Тамара.
— Высылайте расчёты, — прозвучало в ответ.
Ондулин клали тоже сами. Лазали по крыше, помогая друг другу. А неравнодушные жители Еманжелинки несли пострадавшей вещи, посуду, подушки, одеяла...
— Я стою ещё на ходунках, — вспоминает Надежда Михайловна, — только что приехала из больницы. Ко мне подходит пожилой мужчина и вытаскивает три тысячи рублей: "Я вот получил пенсию, больше не могу дать, извини..."
Сколько в людях доброты, последнее готовы отдать! В проведении канализации помог местный депутат Валерий Печёркин, за что пожилая женщина ему очень благодарна.
Фундамент, стены, крыша — всё делалось своими руками
У кого каникулы, у Надежды — работа
Надежда Михайловна родилась в Александровке Белоносовского сельского поселения. В семье было восемь детей, она — четвёртая по счёту. Все пять сестёр и три брата живы, все общаются друг с другом — уже семьями. "Мы как один кулачок!" — радуется моя собеседница. Отец работал кузнецом, сапожником, к нему шли и лошадь подковать, и обувь починить.
— А летом папа пас частный скот, — делится Надежда Михайловна воспоминаниями. — И мы, дети, ему помогали. Я, кроме того, часто бегала к маме на дойку, заброшу после школы портфель — и на ферму. А после седьмого класса, все летние каникулы, уже сама коров доила, их у меня 25 голов было. Нередко подменяла доярок. Мама рано утром будила: "Вставай, доченька, опять (называла имя доярки) не вышла". Так что я уже с 14 лет деньги в дом приносила.
Крутится кино
А потом судьба свела юную Надю с начальником районной киносети Галиной Николаевной Кривенко, которая направила её на курсы киномехаников. И стала колесить она по району, показывая в деревнях и сёлах кино. За 25 лет работы в киносети заработала звание "Почётный кинематографист России". В сфере культуры и познакомилась с будущим мужем, который играл на барабане в вокально-инструментальном ансамбле. Редко у кого бывает свадьба, на которой бы играл живой оркестр. А у Нади с Василием была!
Пошли дети. Родился первый сын, через пять лет — второй, а потом на свет появились двойняшки Миша и Саша, названные в честь дедов. Жизнь шла своим чередом, с радостями и печалями. Крутилось на экране кино, крутились кадры в жизни. Дом, который постигла печальная участь, был приобретён одним из двойняшек за материнский капитал. Но Надежда и Василий, давно мечтавшие о том, чтобы жить на земле, решили поменяться. Сын перешёл в их трёхкомнатную квартиру в МКД, а они с радостью поселились в доме, развели птиц, разбили огород.
— Дом этот непростой, — поясняет Надежда Михайловна, — в нём прежде жили дед и бабушка Угрюмовы. Наша семья дружила с их сыном Николаем. Когда он ушёл из жизни, его дочь Тамара стала мне родной, можно сказать — дочкой. С тех пор мы с ней не расстаёмся.
Всё общее
Сейчас Надежда Михайловна живёт в доме Тамары. У неё есть своя просторная комната. С Тамарой у них всё общее: радости, заботы, денежные средства. Они ничего не делят. Тамара ни за что не хочет отпускать от себя Надежду Михайловну! А в построенном доме пока поселилась семья Валеевых: Игорь, Марина и их дочка Лена.
Читатели могут удивиться: почему дом строился для Надежды Михайловны, а живёт в нём не она?
— Да Игорь с Мариной мне постоянно говорят: "Давай жить вместе!", — опровергает она эти сомнения, — но Тамара меня не отпускает.
Вот так три совершенно чужих семьи стали одной — большой и дружной. В этом я смогла убедиться сама, став свидетельницей следующего диалога.
— Вы вначале пообедайте, я сготовила, — обратилась Надежда Михайловна к приехавшему на обед Игорю. — А потом уж дальше будете что-то делать.
А Игорь в это же обеденное время поторопился занести во двор Тамары дров — чтобы баню смогли затопить.
Редко в какой даже самой родной семье бывают такие тёплые отношения. А дом Валеевых постепенно, и, опять же, общими усилиями, строится...
— На следующий год, дай бог, хотим его запустить, — улыбается Надежда Михайловна.