Ягодные плантации Рустама Харисова
Семейное дело
— Выращиванием ягод занялась после выхода на пенсию моя мама Халима Имамовна, — рассказывает Рустам. — Затем к ней на помощь пришёл отец Рамиль Дульфатович. А я присоединился к делу четыре года назад, как раз в тот период, когда свирепствовал ковид, но на нашем производстве, к счастью, это не сказалось благодаря поддержке отдела развития сельского хозяйства районной администрации.
Халима Имамовна "привезла" увлечение из Крыма, где гостила у своей подруги. Посмотрела, как охотно покупают ягоды отдыхающие, и решила, что стоит заняться их выращиванием и у себя, на Урале, тем более что в тот период этим делом мало кто увлекался.
— Было это в 2020 году, — продолжает рассказ Рустам. — Доходы от отцовского бизнеса помогли приобрести саженцы, необходимую технику. Вначале мама выращивала только смородину — чёрную и красную, жимолость и немного клубники. Постепенно виды ягод, их объёмы стали увеличиваться. Ягоды плодоносят не сразу в первый год, надо ждать. Так что всё и сразу не получалось.
Вот в таком виде ягоды оправляются на оптовый рынок
Поиски самого себя
Рустам по натуре человек энергичный, общительный. Постоянно находится в поиске. После окончания школы поступил на юридический факультет ЮУрГУ. Затем два года проработал в страховой фирме, а после этого лет шесть трудился в банке во фронтофисе. Занимался и производством запчастей для тракторов на одном из металлообрабатывающих предприятий областного центра.
— Это был большой опыт общения с людьми, — делится Рустам. — Разные характеры, разные жизненные ситуации. Я научился понимать клиентов и сочувствовать. Были, конечно, и такие, кто норовил обмануть, но их истории чаще всего заканчивались плачевно.
— И ягоды стали отдушиной в этом деловом водовороте? — спрашиваю у своего собеседника.
— Ягоды — это жизнь в селе, а не в душном городе. Это природа, чистый воздух и свобода от жёсткого графика. Я и сейчас работаю много, но уже не завишу от расписания — с девяти до шести. А это просто здорово!
— С чего вы начали вхождение в новое дело?
— С оформления крестьянско-фермерского хозяйства. Когда есть такой статус, уже легче решать вопросы реализации, например. И, конечно, стал расширять виды ягодных кустарников, сделав ставку на более поздние сорта. Дело в том, что сейчас на Урал уже ранней весной начинают поступать ягоды из Краснодара, Азербайджана, Киргизии, а бодаться мне с южными производителями бесполезно — проиграю.
В ассортименте выращиваемой продукции у Рустама — ремонтантные виктория и малина, жимолость, ежевика. Южные производители к концу лета перестают их поставлять, и тут оказываются кстати ягоды от Рустама Харисова! Жители нашего района, конечно, не раз видели их на осенних ярмарках и поражались красоте и свежести — просто сами просятся в рот! По словам Рустама, КФХ реализует только что собранные ягоды. "Мы никогда не оставляем их на следующий день", — говорит он.
К сбору ягод привлекаются жители близлежащих сёл, среди них много постоянных
Риск велик
Постепенно Рустам стал заменять старые сорта ягодных кустарников на современные, стараясь приобретать их в питомниках, которые гарантируют высокую сортность. Жимолость, например, закупал в Томске, малину и ежевику — в Сербии, смородину — в Беларуси, клубника в основном идёт из Италии, Испании, Голландии. В один из годов выращивал голубику, но ей совсем не подошёл уральский климат. По словам Рустама, надо ещё учитывать процесс опыления. Например, смородине, малине, клубнике это просто необходимо. Для этого надо высаживать рядом разные сорта ягодных культур.
Ягодный бизнес лёгким не назовёшь. Особенно трудно этим заниматься в зоне рискованного земледелия, коим является наш Урал. В прошлом году, например, вымерзли клубника и смородина, нынче мороз опять попортил смородину. А уж что натворил Каспийский циклон — не передать словами!
— Раньше на этом месте, где мы сейчас выращиваем ягоды, было болото. Любой может представить, что здесь стало после таких многодневных ливней! — поясняет Рустам. — Мы не могли зайти в ряды, чтобы собрать ягоды — всё заполняла вода. Тем более что осень была очень влажной, а зима — очень снежной. Все поздние сорта смыло, средние успели собрать. Малине требовалось питание, а мы не могли его дать. В прошлом году в это время уже закончили собирать ежевику (на 19 августа), а в этом году только собираем по чуть-чуть. От излишка влаги очень страдает корневая система растений. Прибавьте сюда таких вредителей, как клещ, тля, пятнистость листвы.
Осваивая участок, расположенный по дороге на Каратабан, Халима Имамовна и её супруг вложили много сил на то, чтобы выкорчевать деревья, убрать сорняки. Именно в те годы были приобретены экскаватор, трактор МТЗ-82. Рустам за время своей работы заменил старый экскаватор на новый, купил ещё один МТЗ-82, им управляет механизатор из Каратабана. Площадь, которую занимает КФХ, большая — 6,6 гектара, без техники не обойтись. Кроме того, построил два ангара, где хранятся техника, удобрения.
Забытое старое
Рустам, наряду с тем, что отдаёт предпочтение современным европейским сортам ягод, агротехнику признаёт тоже европейскую, но с учётом опыта российских коллег. Одним из эффективных мелиоративных способов считает внесение в почву фосфогипса.
— Это хорошо забытое старое, — улыбается Рустам, рассказывая об этом методе. — Фосфогипс — это мелиорант, который способствует сохранению и возвращению структуры почвы благодаря кальцию в своём составе. Как известно, гипсование отлично работает на солонцовых почвах: гипс обладает способностью нейтрализовать натрий, замещая его кальцием, что значительно улучшает физические и химические свойства почвы. Фосфогипс эффективно воздействует на почву, уменьшает щёлочность, увеличивает водо- и воздухопроницаемость, улучшает структуру и свойства почвенных агрегатов. Всё это я почерпнул в агрономической литературе, которую регулярно читаю. Этот мелиорант может удерживать на своей поверхности до 30 процентов влаги, способствует улучшению поглотительной способности почвы и снижает риск вымывания питательных элементов в подпочвенные горизонты, а значит, улучшает доступность элементов питания из удобрений.
Уходит влёт
Проблем с реализацией в КФХ Харисова нет. Увозит он свою продукцию на оптовый рынок Челябинска, откуда она расходится по торговым точкам.
— Развивать свою торговую сеть, — поясняет Рустам, — нет смысла. Это дополнительные люди и расходы. Наша задача — вырастить, а реализовывают пусть другие.
За окном — август. А ягоды в хозяйстве Харисова будут краснеть до конца октября. В планах на будущее — ввести в оборот крыжовник.
А ещё Рустам хочет здесь же, на плантации, где выращивает ягоды, построить дом. Большой и просторный. У них с женой Региной пока нет детей, но они обязательно будут! Жена очень любит ягоды, Рустам относится к ним прохладнее, может, правда, съесть горсточку замороженной голубики. А дети всегда любят ягоды. Так что пожелаем бизнесу процветать!