Вы здесь: Главная > Проекты > Наш край > Повелители "Чёрного золота"
Повелители "Чёрного золота"

Повелители "Чёрного золота"

Полвека станция "Еткуль" заставляет нефть непрерывно течь по трубам до самых Уральских гор.

В этом году исполняется 50 лет со дня основания линейной производственно-диспетчерской станции «Еткуль». Это важное звено Челябинского нефтепроводного управления работает безостановочно и бесперебойно, никогда не оставаясь в роли резервного. Пока не увидишь будни НПС «Еткуль» — не поймёшь масштаба стоящих перед коллективом задач. А потому корреспонденты «Искры» побывали на станции и даже заглянули в её обновлённые «сердце» и «мозг».

 

Безопасность прежде всего!

Театр начинается с вешалки, а станция «Еткуль» — с проходной, где досмотр даже более тщательный, чем перед полётом в аэропорту. Дисциплина, безопасность и жёсткие регламенты — таковы правила для персонала, обеспечивающего здоровье артерии государственного значения.

 

Линейная производственно-диспетчерская станция (ЛПДС) «Еткуль» обслуживает более 140 километров магистральных трубопроводов. Второй этап нашего небольшого пресс-тура — полный инструктаж у инженера по охране труда Гумара Сатарова. Передвигаться по территории можно только в касках, по пешеходной разметке и в сопровождении кого-то из сотрудников. Нашим гидом становится начальник нефтеперекачивающей станции «Еткуль» Сергей Тюленев. Прежде всего он ведёт нас к операторной, чтобы продемонстрировать новейшую автоматизированную систему управления технологическим процессом.

 

— В предыдущие годы на станции была релейная система автоматики, она позволяла запускать и останавливать агрегаты, но контроль давления осуществлялся по манометрам. Сейчас процесс полностью автоматизирован: всюду установлены датчики, информация с которых поступает на рабочее место оператора, — объясняет Сергей Тюленев.

 

По его словам, модернизация операторной ЛПДС добавила надёжности и быстроты в реагировании на внештатные ситуации, снизила процент аварий. Это важно, ведь станция — объект повышенной опасности, а транспортировка нефти — технологически сложный процесс.

 

На своём посту слесарь по ремонту и обслуживанию технологического оборудования Алексей Постников

 

 

В режиме реального времени

Монтаж новой автоматизированной системы управления на ЛПДС «Еткуль» ещё окончательно не завершён. Но картина, которую мы видим в операторной, впечатляет! За пультом работает оператор ЛПДС Инна Печко, окружённая множеством мерцающих мониторов. На экраны выведены параметры всех узлов станции. Контроль оборудования в режиме реального времени. Многими процессами теперь можно управлять дистанционно (при необходимости даже из центральной диспетчерской в Москве): запускать насосы, закрывать задвижки и прочее. Недаром это место называют «мозгом» станции, а операторов — «ночными директорами». Они вместе с дежурными электриками находятся на ЛПДС круглосуточно, ничто не должно ускользнуть из поля их зрения. Сколько внимания надо, чтобы отслеживать такой объём информации!

 

Инна Печко — единственная женщина-оператор на ЛПДС «Еткуль», все её сменщики — мужчины. Инна Ивановна пришла сюда в 2008 году, узнав о вакансии в службе занятости. Новенькую приняли и сразу отправили на двухмесячную учёбу в Тюмень. Кроме того, потребовались стажировка, работа в качестве дублёра, изучение многочисленных нормативных документов и регламентов, несколько экзаменов. Когда она начинала работать самостоятельно, мониторов было всего шесть, сейчас их 25, а скоро будет ещё больше. Всё совершенствуется!

 

— Чтобы стать более-менее уверенным оператором НПС (ЛПДС), нужно поработать около пяти лет, — считает Инна Печко.

 

К счастью, не только операторы, но и все сотрудники ЛПДС «Еткуль» приходят сюда всерьёз и надолго. Текучки на предприятии не наблюдается, а вот трудовых династий несколько.

 

Мощные магистральные насосы, каждый из которых перекачивает 10 тысяч кубометров нефти в час

 

 

Энергия  движения

Тем временем мы с Сергеем Тюленевым переходим в огромный зал, где установлены мощные магистральные насосы, каждый из которых перекачивает 10 тысяч кубометров нефти в час. По сути, это и есть «сердце» станции. Производственное помещение поражает сияющей чистотой и безлюдностью. Работа персонала незаметна, но всё под контролем. Автоматическая система управления в действии! Оборудование здесь новое, а его реконструкция стала примером успешного импортозамещения. Магистральные насосы введены в эксплуатацию в конце 2020 года. Тогда же установлены новые задвижки и два электродвигателя (они, как и насосы, произведены на заводе «Транснефти» в Челябинске). Техническое перевооружение закрытого распределительного устройства повысило надёжность электроснабжения оборудования. Энергия электродвигателей передаётся энергии нефти и заставляет «чёрное золото» двигаться по трубам в нужном направлении.

 

Водитель спецавтомобиля Павел Задерей уже становился победителем профессионального конкурса «Транснефти», сейчас готовится к новому конкурсу

 

Белый КамАЗ, как из мечты

Если всё исправно, люди не должны видеть нефть, бегущую по подземным артериям. Однако для обывателя любое нефтяное предприятие ассоциируется с грязью, чёрными жирными пятнами. Этого совсем нет на территории ЛПДС «Еткуль», чистота тут практически идеальная. Чувство свежести придают корпоративные цвета: в основном — сине-белый и немного красного. В этом стиле все здания, промышленные объекты, малые архитектурные формы, даже техника и форменная одежда сотрудников. Где ещё можно встретить белые грузовые КамАЗы? Только на предприятиях «Транснефти».

 

Впрочем, пожарные машины (также на базе КамАЗа) привычного красного цвета. Нам не без гордости показывают собственное пожарное депо. Кроме того, на ЛПДС имеются две станции: насосная пенного пожаротушения и водонасосная с пожарнохозяйственным резервуаром. Как известно, нефть легко воспламеняется, поэтому противопожарная система в приоритете.

Автор: Марина Морозова
Фото: Юрий Зеленин