с. Еткуль 03 декабря 2024
Баннер
Вы здесь: Главная > Проекты > Родина талантов > Кулибин и Графиня живут в Лебедёвке
Кулибин и Графиня живут в Лебедёвке

Кулибин и Графиня живут в Лебедёвке

Если у кого что сломалось в Лебедёвке, идут к местному Кулибину — так не только в этом селе, но и в близлежащих деревнях называют Леонида Александровича Химичева, который и по дереву мастер, и по железу, и в разных механизмах легко разбирается.

Попросили бы его в своё время блоху подковать — подковал бы! А жена у него — Графиня! Спросите, почему? А потому что муж так её нарёк. И односельчанам ничего не остаётся, как согласиться. Худенькая, стройная, с тонкими чертами лица, Раиса Ивановна и сейчас, в свои 80 лет, по-прежнему красива. Чистая графиня! 

 

Открываешь дверь небольшого домика, и сразу видишь, что здесь живёт мастеровой человек. В пристрое стоят токарный, слесарный, деревообрабатывающий станки, лежат заготовки из дерева, металла. Конечно, эти механизмы загружены не так, как раньше, ведь нашему герою далеко за восемьдесят. Но на годы ему грех жаловаться — бодро ходит, видит, слышит и по-прежнему может что-то починить и даже сделать своими руками. Мастерство никуда не делось!

 

— Когда началась война, — вспоминает Леонид Александрович, — дед мне сказал: «Пойдёшь со мной на работу!». Было мне тогда двенадцать лет. Дед через год ушёл — тяжело ему стало с брёвнами возиться, а мне сказали: «Оставайся, ты смышлёный!». И так все четыре года войны проработал я в лесничестве. Делали телеги, сани, колёса, черенки к лопатам, лыжи смолили, всё это отправляли на фронт. Трудовую книжку не оформляли, но справку выдали, на её основании получил я впоследствии удостоверение ветерана Великой Отечественной войны. 

 

Леонид Александрович раскладывает на столе бережно хранимые документы: удостоверения ветеранов войны и труда, военный билет, трудовую книжку, на последних страницах которой перечислены полученные им награды и благодарности за достижение высоких показателей в работе, за творческую инициативу, профессионализм, в их числе Почётная грамота Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. 

 

Значительную часть свой трудовой биографии наш герой провёл на Челябинском тракторном заводе, где работал наладчиком в литейном цехе, модельщиком по деревянным моделям, плотником. Там привитые дедом и отцом навыки, опыт, приобретённый в лесничестве, получили дальнейшее развитие. На Леонида Александровича всегда можно было положиться: сделает всё так, как надо, и даже лучше.

 

— В 1970 году, — продолжает рассказ мастер, — к столетнему юбилею В.И. Ленина, нам дали задание — сделать мемориальную доску с изображением вождя. Пять месяцев трудились мы над этим заданием. Справились! Мне была объявлена благодарность и выписана премия 50 рублей. Вот как!

 

Наш герой не только мастеровой, но и в юморе ему не откажешь. Смотрит с хитринкой, посмеяться всегда готов. В общем, лёгкий на руку и на характер человек! А ведь пережить ему пришлось немало.

 

Вырос он в большой семье, где было пятеро детей. Отца в начале войны призвали на фронт, но вскоре пришло извещение: пропал без вести. Мать тянула детей одна, а каково это было в голодные годы, могут понять только те, кто это испытал. Потом выяснилось, что отец попал в плен, затем был освобождён американцами и увезён в Америку. По словам Леонида Александровича, отец сильно тосковал по Родине, постоянно просился домой, и его отпустили. 

 

— Помню, сколько радости у всех нас было! — улыбается Леонид Александрович. — Папка нашёлся! Он до войны преподавал столярное дело в школе, я уже в то время сам бочки, кадки, столы умел делать. А когда вернулся, стал меня дальше учить. Мне всё было интересно!

 

После войны молодой паренёк был принят столяром в артель инвалидов, но вскоре пришла повестка в армию. Служил в танковых войсках в Белоруссии. За три годы трижды получал отпуск. Завидовали сослуживцы, но тут уж ничего не попишешь: никто из них не обладал таким мастерством, как Химичев. Попросит старшина сделать стол — сделает, попросит шкаф — чудо какой красивый получится, и тумбочка со стульями из-под его руки уж очень добротными выходили! А будками для машин даже комдивизии и заместитель по строю налюбоваться не могли, нигде в других частях, говорили, таких не было.  «А в награду, — смеётся Леонид Александрович, — давали мне отпуск».

 

Домик в Лебедёвке Леонид Александрович построил своими руками, и всё, что в доме, — тоже его рук дело. Столы, табуретки, шкафы – это по деревянной части, кастрюли, вёдра, ковши — по металлической.

 

Местный Кулибин показывает мне железное ведро — прочное, с надёжными ручками. Сделано им собственноручно. Такие вёдра у местных жителей пользовались и пользуются большим спросом. Кастрюля на плите тоже самодельная — век служить будет. А как хорош ковш с деревянной ручкой! Печь в доме тоже выложена им самим, не нужны ему ни сварщики, ни печники, всё сам может.  

 

Смотрит Раиса Ивановна, по прозвищу Графиня, на мужа, улыбается. Видно, гордится она им, а он на неё не нарадуется. Вот уже сорок пять лет они вместе. Судьба свела их, когда каждый нахлебался вволю и неверности, и неуважения, и неблагодарности, и даже жестокости. Не хотят они о первых браках и говорить. А вот о том, как познакомились друг с другом, вспоминают с нежностью.  

 

— Задолго до нашего знакомства, — рассказывает Раиса Ивановна, — остановил меня как-то на улице пожилой мужчина. Хочу, говорит, тебе по руке погадать. Я протянула ему руку. Он и предсказал мне моё замужество. Я как Леонида увидела, так и вспомнила то предсказание: невысокого роста, рыбак, весёлый да приветливый. Не выйдешь, говорил мужчина, за него, всю жизнь маяться будешь. Я и вышла, и не маюсь, ладом живём. А Леонид, он не только рыбак, он мастер на все руки.

 

Любовь к рыбалке и затянула бывшего горожанина в Лебедёвку, почти тридцать лет живут Химичевы в этом селе. Не одну швейную или стиральную машинку починил Кулибин односельчанам, не одно смастерил ведро. Про оплату всегда говорил: «Сколько дадите, столько и ладно». А от самогона (излюбленной формы благодарности сельских жителей) всегда отказывался. Этого не надо, берите вещь — и идите с Богом.

 

 

 

 

Стоит в комнате промышленная швейная машинка, когда-то списали её с фабрики за непригодность, а Леонид Александрович починил и столик к ней сделал — шьёт, как по маслу пишет! Показывает мне мастер самодельную прялку: и деревянная основа, и железные детали, и электрическая часть — всё выточено и собрано самим.

 

В последний год Раиса Ивановна приболела. В болезни винит саму себя: не надо было надсажаться в саду, выкорчевывая иву. Таблетки попервости пила, а потом натолкнулась в старом журнале на комплекс упражнений и теперь восстанавливает своё здоровье с их помощью. А снарядами для упражнений служат маленькие тисы и наковаленка — инструменты мужа. Зачем гантели, которые надо покупать, когда в доме полно всяких железок!

Автор: Галина Огонькова
Фото: Галина Огонькова