с. Еткуль 03 декабря 2024
Баннер
Вы здесь: Главная > Проекты > Родина талантов > Парень из Бектыша был в поле трактористом, а стал командиром-танкистом
 Парень из Бектыша был в поле трактористом, а стал командиром-танкистом

Парень из Бектыша был в поле трактористом, а стал командиром-танкистом

Старший лейтенант бронетанковых войск Алексей Сергеевич Жук — человек замечательной судьбы, награждённый за мужество в годы войны четырьмя орденами и несколькими медалями. О героическом отце рассказывает его дочь — учительница русского языка и литературы Белоносовской средней школы Галина Алексеевна Жук.

Почему танкист?

 

Заглянем в семейный альбом. Групповые фотографии с курсов трактористов, 1931 год. Такие хорошие лица! И среди них мой 19-летний отец (до рождения первой дочери ещё целая война и годы мирной жизни). В довоенные годы — тракторист, во время войны — танкист. «Это многих славный путь»: от полей колхоза — до военных полей Приамурья, Сталинграда, Курска.

 

«Броня крепка, и танки наши быстры», — пелось в одной песне. Нет, не броня, а люди поколения моего отца были крепки. Они и ковали эту броню, и управляли ей, и сами были непобедимы, даже когда погибали.

 

Случайности?

 

Так случилось, что все мужчины нашей семьи (и даже одна женщина) служили в армии. Дед Сергей Степанович Жук воевал в Первую мировую войну, был ранен в ногу и всю оставшуюся жизнь прихрамывал. Затем пришёл черёд моего отца, для которого война началась на Халхин-Голе. А потом — Отечественная, «священная». В ней участвовали и папа, и его сестра, которая служила медсестрой в санитарном поезде, их младший брат-десантник, закончивший войну в Венгрии.

 

 

 

 

Наши дедушка и бабушка — счастливые люди: все их дети вернулись домой. А теперь служат уже правнуки. Один из них Вячеслав воевал в Афганистане и до сих пор в рядах Российской Армии. Праправнук тоже военный человек — радист в лётной авиации, служит в Шаголе.

 

Да, для нашей семьи слова: «Есть такая профессия — Родину защищать» — не пустой звук.

 

Не ужинать без папы!

 

Конечно, самые лучшие воспоминания у меня связаны с отцом Алексеем Сергеевичем. У нас, в семье Жук, был культ отца. Наверное, его создала и поддерживала наша мама, умнейший человек, наделенный житейской мудростью. Она смогла внушить нам, детям, что главное в семье — это согласие. Мы росли в атмосфере любви родителей друг к другу. Сами они не очень образование. Но привили нам с сестрой любовь к книге, к учёбе, к школе. Научили нас заботиться друг о друге, уважительно относиться к старшим.

 

Одна из главных традиций — семейный ужин. Нам с сестрой даже в раннем детстве не могло прийти в голову, что можно сесть ужинать, не дождавшись папу с работы. Он обязательно приносил нам гостинец, особенно радовались, когда привозил в своей алюминиевой фляжке газированную воду (на угольном разрезе горняки пили её из специальных автоматов). Вода была без сиропа, но такая вкусная!

 

Папа был человеком, которого все уважали за его умение прекрасно работать. У него есть медаль «Шахтёрская слава». Его портрет был помещён на Аллее Славы (была такая в Коркино), и мы бегали из Бектыша в город, чтобы «посмотреть на папу».

 

Ещё одно качество характера — справедливость, он с презрением относился к хвастунам и врунам, необязательным людям. Кроме того, у папы было удивительное чувство юмора. Он знал много смешных историй, случаев, рассказывал их. Часто его сюжеты служили учебником жизни, заменяя нудные нравоучения.

 

Впрочем, это всё не о войне. Это о людях, которые победили в той войне.

 

«Вернуть в госпиталь»

 

Отец не любил вспоминать о войне. Когда мы приставали с расспросами, он говорил: «Ничего хорошего в этой войне нет». Было. Это люди.

 

…Папа стоит перед медицинской комиссией: закончилось лечение в госпитале после ранения в плечо. Плечевой сустав неподвижен, но в локте рука сгибается. «Ложку держать сможет, воевать, конечно, — нет», — примерно так докладывает врач.

 

Инвалид? В 30 лет. А что делать? Ведь живой! Председатель комиссии (оказалось, это был хирург) подходит, неспешно ощупывает плечо.

 

— Вернуть в госпиталь! — командует он. (Опускаю крепкие выражения, которыми хирург оценил работу коллег).

 

Руку «разломали». Сложили заново. Она ожила. Плечо заработало! И папа смог не только ложку держать, но и воевать, и взрывником на Коркинском разрезе работать, и сено косить, и рыбачить, и охотиться. А если бы председатель комиссию (к сожалению, не знаю его фамилии) оказался невнимательным и равнодушным человеком?

 

Это опять не о войне. О людях войны.

 

 

 

 

Документы

 

О том, как воевал Алексей Жук, говорят документы и награды. В военном билете значится: «Род войск — бронетанковые. Состав — командный. Воинское звание — старший лейтенант. Служба в Вооружённых Силах СССР с 08.11.1935 по 15.11.1938 год. Великая Отечественная война: с 15.09.1941 по 12.09.1945 год».

 

Ещё в 1938 году отец стал участником Хасанских боёв, где командовал танком Т-26. В Великую Отечественную вступил в первые же месяцы, сначала командиром танка КВ, затем — командиром танкового взвода. В 1943 году был ранен, после госпиталя и до сентября 1945 года командовал учебной батареей.

 

В январе 1942 года отец был награждён орденом Красной Звезды, а в 1943году — вторым орденом Красной Звезды, а также орденом Красного Знамени и Отечественной войны l степени. Кроме того, имел медали «За оборону Сталинграда» и «За Победу над Германией» (вручена в мае 1945 года).

Автор: Галина Жук
Фото: из семейного альбома и из архива газеты «Челябинский рабочий»