с. Еткуль 03 декабря 2024
Баннер
Вы здесь: Главная > Проекты > Родина талантов > И Физик, и лирик: директор службы занятости пишет трогательные рассказы
И Физик, и лирик: директор службы занятости пишет трогательные рассказы

И Физик, и лирик: директор службы занятости пишет трогательные рассказы

Уже почти два года работает директором центра занятости населения района Нина Васильевна Яковлева. Имея техническое образование, она (как мы недавно узнали) пишет рассказы и даже становилась призёром областного литературного конкурса "Литера Артель", проводимого Челябинским отделением Союза писателей России. Сегодня мы представляем читателям эту удивительную женщину и два из её рассказов.

— Нина Васильевна, пришёлся ли вам по душе наш Еткуль?

— Очень! Не устаю восхищаться природой: лесами, заповедными борами, озёрами Еткульского края. Я полюбила новый коллектив. Это надёжные, порядочные, честные, с юмором и фантазией люди, открытые ко всему новому, а особенно — к общению. А это главное в нашей работе и в жизни вообще.

 

— Расскажите, откуда вы родом?

— Я родилась в Челябинске, окончила физико-математическую школу №31, имею два высших образования: Челябинский политехнический институт (приборостроительный факультет) и Всероссийский заочный финансово-экономический институт (финансы и кредит). Сначала работала по любимой профессии — инженер-системотехник. В 1990 году по семейным обстоятельствам переехала в село. Работала учителем физики, бухгалтером, экономистом, заместителем директора совхоза по производству. В службе занятости города Челябинска начала трудиться с ноября 1995 года в должности главного бухгалтера, с 2010 года — заместителем директора.

 

— Раз выбрали техническое направление, значит, любимым предметом в школе была математика?

— Да, это так. Но русский и литература не могли быть не любимыми, потому что их преподавала Лина Корниловна, которая окончила филологический факультет МГУ с красным дипломом и которая была нам второй мамой. Лучшие сочинения, написанные в школе, уходили в районный отдел образования, поэтому их не осталось. А вот первый рассказ, который я написала в 14 лет, сохранился. Он был опубликован в школьной газете. А поводом послужил печальный случай: у нашего одноклассника умерла мама...

 

— Сейчас, к сожалению, дети мало читают...

— А я читала запоем, да и сейчас часто беру в руки книгу. В нашей семье литературу любили бабушки, дедушки, и сейчас читают все: и мама, и муж, и дети, и внуки. Наряду с классикой (Антон Чехов, Александр Пушкин, поздние — Василий Шукшин, Василий Аксёнов, Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Даниил Гранин), интересны современные авторы — Дина Рубина, Евгений Водолазкин, Захар Прилепин. Но самое большое влияние на меня оказала моя прабабушка, которая знала множество историй, сказок диковинных, да и жизнь её мне казалась необычной. Некоторые воспоминания и сказки, ею рассказанные, я так и назвала: «Рассказы бабушки Степаниды».

 

— Герои ваших рассказов — реальные люди?

— Мне нравится писать о людях, с которыми меня сталкивает жизнь. Это не только семья, но и врачи, учителя, безработные, женщина в автобусе. Моим детям нравится читать то, что я написала, но самый главный мой читатель и почитатель в семье — моя старшая 17-летняя внучка. В 2017 году, случайно натолкнувшись в Интернете на объявление об областном литературном конкурсе «Литера Артель», проводимом Челябинским отделением Союза писателей России, решила рискнуть и отправила свой рассказик. Участниками конкурса были журналисты, члены всевозможных литературных объединений и так далее. И невероятно, но я получила диплом лауреата третьей степени в номинации «Очень короткий рассказ»!

 

— С ним и познакомим наших читателей?

— Да, его и «Чудо-утро» представляю на суд читателей газеты «Искра». Буду рада получить отзывы.

 

 

Нина Яковлева

"Руки"

 

Я никогда не видела таких рук у мужчин. Только у одного. Смотрите, я вам их нарисую. 

 

Ровные, без нависаний, рёбра ладони гладкие, без выпуклостей подушечек, без выпирающих косточек на тыльной стороне, как будто точёные на уникальном станке. Большие пальцы, будто не имея суставов, крепко прижаты к соседним — гармония. Где-то под плотной загорелой кожей спрятались вены. Пальцы, пропорциональные ладоням, нарисованы нереально ровно. Неширокие в запястье руки красивым изгибом переходят в сильную плечевую мышцу.

 

Эти руки неторопливы и даже в работе всегда спокойны, как будто экономят. Что? Силушку русскую?

 

Вот они сложились крепкими кулаками: одна придерживает материал, другая держит молоток. Взмахи рук небольшой амплитуды не дают шанса остаться на поверхности ни одной шляпке.

 

Часто эти руки держат детей. Тогда рук получается очень много. И все они такие же, только меньше размером и иногда в ссадинах. И когда я их рисую, почему-то берётся мало акварели и очень много воды. Такие рисунки у меня всегда размытые, нечёткие, с дрожащими контурами.

 

Иногда руки держат другой инструмент. Сначала на грифе выстраиваются пальцы с длинными ровными блестящими ногтями: любуйтесь нами, мы вам станцуем! Пока пальцы этой руки танцуют, у другой руки появляется голос. На последних аккордах ладонь прижимает звук, он гаснет в ладони и тут же переходит в улыбку.

 

В физике это называется преобразование одного вида энергии в другой. А я преобразую эту улыбку в любовь.

 

Нина Яковлева

"Чудо-утро" 

(из цикла "Мои рисунки")

 

Его мне прислала Алёна-рыбка. Сегодня она художник. Вот он.

 

Комната в утреннем свете, даже сквозь тяжёлые шторы всё залито розовостью. Прямо у двери на полу спит Верочка. Ей всего полтора года. Она лежит на боку, сладко подсунув одну ручку под щёку, другою — будто опираясь о пол. Ножки по-детски перекрещены. Розовое всё: пол, огромное зеркало встроенного шкафа, дверь, спящая Верочка, рядом сидящая удивлённая малышка Женя, розовая вся их одежда. Женя широко распахнутыми глазами с недоумением смотрит на художника. Видимо, художник тоже удивлён таким рисунком. Они — и художник, и Женя — только проснулись. А Вера — спит.

 

Когда она успела выйти из своей кроватки? И куда хотела уйти?

 

Проверить, не готова ли каша, и, если нет, то не поесть ли из тарелки кота Кузи? Или посмотреть, не приехал ли из командировки папа, и чтобы не будить своих девочек, не улёгся ли он на диване на кухне? Или, возможно, были добрые побуждения — прибрать свою планету — кухню: расставить правильно кастрюли, одну из них перевернуть, придвинуть к столу и, встав на неё ногами, заглянуть, что там, на столе, интересного? Можно поесть сахара или допить чей-то кефир, вылить из другой чашки воду на стол и потрогать её. На столе вода совсем другая — мягкая и тёплая. А затем, со стола забравшись на подоконник, увидеть волшебную планету — улицу со спящими на стоянке далеко внизу автомобилями, какой-то игрушечный домик с большими неоновыми окнами, тёмные длинные корявые пальцы деревьев-чудищ. Да мало ли что увидят детские пытливые глаза!

 

А сейчас она спит. И даже её трёхлетняя сестра Женя, хоть и удивляется, но понимает, что это — Чудо-сон, а рядом — Чудо-мама, и вообще, всё вокруг — Чудо.

Автор: Беседовала Галина Огонькова
Фото: из архива Нины Яковлевой