Виктор Митрошин: "Слепить любой сможет, а вот придумать!"
Представить себе не могла, что попаду в гости к заслуженному художнику РФ Виктору Митрошину и что живёт он так близко. Дом не где-то за границей, как у многих знаменитостей, а у нас — в Еткульском районе. И это принципиальный выбор гениального скульптора. Недаром его, человека и художника мира, называют гордостью Уральской земли.
Место встречи — Челябинск
Кто из еткульчан не знает "Сферу любви" в сквере возле "КиноМАКСа" в Челябинске или памятник великой Майе Плисецкой на Большой Дмитровке в Москве?! Это лишь часть того, что создал Виктор Митрошин. Его работы украшают города России и мира, хранятся в частных коллекциях знаменитостей. Разглядывая фотоальбомы скульптора, вижу его с Георгием Жжёновым, Майей Плисецкой, Родионом Щедриным, Валерием Гергиевым, Махмудом Эсамбаевым, Роланом Быковым, Анатолием Собчаком, Пьером Карденом, принцессой Монако и другими важными персонами. Думал ли когда-то парень из Челябинска, что будет так запросто общаться со звёздами?
Его отец Фёдор Осипович Митрошин — москвич, фронтовик, сначала разведчик, потом военный штурман. На Великую Отечественную ушёл почти мальчишкой, приписав себе год. ЧВВАКУШ окончил уже позже, да так и остался на Урале. Мама будущего скульптора — Татьяна Ефимовна — из Пензы, но её отец был первостроителем ЧТЗ. Здесь, в Челябинске, молодые люди и нашли друг друга.

Под романтичной "Сферой любви" супруги Текслер отметили 22-летие совместной жизни | Фото со страницы Ирины Текслер в социальной сети
Лепить из пластелина, делать трактора
Родился Виктор в августе 1955 года. Семья жила в коммуналке в районе Никольской рощи. "Помню себя лет с пяти, с этого возраста точно леплю. У меня всегда были горы пластилина", — говорит Виктор Фёдорович.
По мере того, как мальчишка рос, взрослые всё больше считали, что он занимается ерундой, и советовали: лучше бы книжку почитал. К слову, учился он неплохо, всегда любил что-то мастерить, получил первый разряд по авиамоделизму. После школы — срочная служба в армии, в группе советских войск в ГДР. Вернулся, пошёл на ЧТЗ, чтобы заработать деньги. Учиться искусству скульптуры мечтал в Москве, в знаменитой Строгановке. На ЧТЗ уже через три месяца стал бригадиром комсомольско-молодёжной бригады.
Однажды вдвоём с товарищем за смену собрали трактор. Это был рекорд! Тогда, в 1970-х, об этом и о победе бригады Митрошина во всесоюзном молодёжном соревновании писали в "Комсомолке".
Талантливые люди талантливы во всём. Мечте Виктор не изменил. Как раз в это время в Челябинском художественном училище открыли скульптурное отделение, его и предпочёл Строгановке. В историю первого выпуска челябинских скульпторов Митрошин вошёл с очень красивой дипломной работой — фонтан "Мальчик с дельфином". Увы, его так и не построили.

Четырёхметровый памятник "Бросок" открыт в Челябинске в 2004-м, накануне чемпионата Европы по дзюдо
Магия космических зверюшек
После училища работал в художественном фонде форматором, фактически исполнителем. Рубил мраморные глыбы, отёсанные его руками формы другой скульптор превращал в утончённые образы. А Виктор ждал своего часа и брался за любую работу. Много лет подряд лепил новогодние городки на площади Революции, каждый раз они были неповторимы. Тогда же появились горельеф "Космос" в Миассе и фигуры семи космических зверюшек в сквере на Алом поле.
История создания этих удивительных существ такова. Однажды к Виктору Фёдоровичу обратился главный архитектор Челябинска Игорь Юрчак с просьбой воплотить на игровой площадке задумку на тему космоса. Якобы прилетает ракета на другую планету, из неё выходят дети и видят добрых причудливых зверей. Если честно, желающих взяться за этот заказ не было. Такой "мелочи" предпочитали что-то более серьёзное, монументальное и хорошо оплачиваемое. Да и какими должны быть парковые скульптуры для детей? Никто толком не знал. Надо было придумывать, фантазировать.
Вот это как раз по части Виктора Митрошина. Он всегда шёл своим путём, создавал образы для души, часто наперекор привычным тенденциям в искусстве. Благодаря этому и "вылупились" из гранита его милые зверюшки. Зато они покорили сердце коллекционера и мецената Ээро Рантанена из Финляндии, в 1989 году он пригласил скульптора с выставкой за рубеж. Предлагал даже остаться насовсем, но через три месяца Виктор заскучал по родине и вернулся в Челябинск. С собой привёз выполненную в гипсе космическую птицу, вырубил её в граните и поставил в детском сквере.
Кстати, подобная гранитная птица (родная сестра нашей челябинской) установлена в парке Дружбы финского города Райсио.

Скульптор дарит принцессе Монако Стефании статуэтку "Канат Судьбы". Международный фестиваль циркового искусства в Монте-Карло | Фото со страницы Виктора Митрошина в социальной сети
Дома и стены помогают
Впоследствии выставки Виктора Митрошина проходили по всему миру. Он удивлял Хельсинки, Нью-Йорк, Лондон, Париж, Москву, Вену. Но работать над скульптурами он всегда приезжал на Южный Урал. Дома и стены помогают, и вдохновение приходит чаще.
Хорошо работалось как в мастерской художественного фонда, так и в Еткуле. Как-то в интервью скульптор признался, что любит Россию до самозабвения и ни на что её не променяет. Он и сегодня повторяет эти слова и добавляет специально для еткульчан: "Нужно беречь нашу природу, лес и озеро, рядом с которыми мы живём. Надо любить и свою большую страну, и малую родину, бережно относиться к своей земле, своей культуре".
В 1992 году на выставке в Австрии Виктор Митрошин познакомился с Анатолием Собчаком. Произошло это при забавных обстоятельствах. Разглядывая его работы, Собчак начал восхищаться мастерством европейских скульпторов. "Да это же ваш русский мужик сделал", — огорошили его.
Вскоре Анатолий Собчак пригласил Митрошина с выставкой в город на Неве. Позже познакомил с академиком Дмитрием Лихачёвым, затем попросил сделать статуэтку гран-при для международного балетного конкурса "Майя".
Встреча скульптора с Майей Плисецкой стала началом их долгой дружбы. Это отдельная тема, о которой мы обязательно расскажем.
Остаётся добавить, что многие проекты Виктора Митрошина ещё не реализованы и ждут своего часа. Наверняка он не раз поразит нас чем-нибудь неожиданным, порадует прекрасным.















